Беляев, Д. П. Очерки по истории изучения и освоения Арктики : учебное пособие / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2013. - 107 с. : ил., цв. ил., портр., карты, факс.

Шпицбергена). 28 сентября хижина на льду была готова, и путешественники, жившие до этого в палатке, переселились в нее. 2 октября, льдина, на которой стояла хижина, раскололась на отдельные части. Дальнейшая судьба Андрэ и его спутников остается неясной. Судьба экспедиции на «Орле» прояснилась только в 1930 г., когда на Белом острове норвежским геологом Гунаром Горном был обнаружен лагерь Андрэ. Экспедиция Горна нашла здесь трупы Андрэ и Стриндберга, записные книжки, одежду, оружие и другую утварь. Как следует из дневника Андрэ, последнюю запись он сделал 7 октября, когда они перебрались на остров Белый. Больше никаких записей нет. Запасов продовольствия было до апреля месяца. Скорее всего, путники погибли от холода и переутомления. Но вот что интересно, по словам Горна и Стубендорфа, тела Стриндберга и Френкеля лежали в импровизированных могилах. И только Андрэ лежал там, где его застала смерть. Значит, путешественники умирали не сразу, а по истечении какого-то времени. Почему же последняя запись датируется только 7 октября - загадка. В начале XX в. американский журналист В. Уэльман, в 1898-1899 гг. уже пытавшийся покорить Северный полюс на собачьих упряжках, решил повторить опыт Андрэ. Для Уэльмана самое главное было создать сенсацию вокруг своего полета и, чтобы привлечь внимание публики, он анонсировал самые невероятные изобретения, благодаря которым он намеревался достичь полюса. Одним из таких усовершенствований был особого вида гайдроп,143 представляющий собой «колбасу»-длинной более 50 метров, начиненную вяленным мясом, горохом и другими продуктами питания, покрытую сверху металлическими чешуйками. По замыслу Уэльмана, эта «колбаса» должна была волочиться по льдам за воздушным шаром и цепляться за торосы, причем от нее должны были отрываться куски. В случае аварии воздушного шара эти куски должны были стать для воздухоплавателей складами провианта.144 В 1907 и 1909 гг. Уэльман дважды пытался вылететь со Шпицбергена, но всякий раз его воздушный шар, пролетев несколько километров, снижался на лед. Первые полеты в Арктике на самолете были совершены в 1914 г. Н. Нагурским с целью поиска экспедиции Г.Я. Седова. Его самолет в разобранном виде был доставлен в губу Крестовую на севере Новой Земли, откуда Нагурский совершил пять полетов. Во время Первой Мировой 142 Останки третьего члена экспедиции, техника Френкеля, были найдена позже шведским журналистом Стубендорфом. Гайдроп - это специальный канат, свисающий с воздушного шара, который соприкасаясь с поверхностью должен удерживать шар на постоянной высоте и сообщать ему некоторую управляемость. Во время полета гайдроп-колбаса, зацепившись за торос, оторвалась целиком. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz