Беляев, Д. П. Очерки по истории изучения и освоения Арктики : учебное пособие / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2013. - 107 с. : ил., цв. ил., портр., карты, факс.

ВВЕДЕНИЕ Рубеж XX-XXI вв. явился новым этапом международной борьбы за доминирование в Арктике. Россия, а вслед за ней —Норвегия, США, Канада, Китай активизировали свою «арктическую экспансию», что связано с наличием на шельфе морей Северного Ледовитого океана огромных запасов природных ресурсов. В международном праве окончательно не разрешен вопрос в определении северных владений приарктических государств. Поэтому в настоящее время предпринимаются попытки, и успешно реализуются планы по изменению сложившихся границ. К примеру, в 2000 г. Германия и Япония заявили о необходимости применения к Северному Ледовитому океану (СЛО) общих принципов конвенции по морскому праву, в том числе и право на разработку природных ресурсов Арктики.1 В сентябре 2010 г. был подписан договор о разграничении акватории Баренцева моря между Россией и Норвегией, в результате которого наша страна уступила северным соседям половину спорной территории.2 Норвегия проводит целенаправленную политику, направленную на ущемление хозяйственных интересов России на Шпицбергене. Стало уже нормой, когда норвежские корабли береговой охраны не только мешают промыслу, но и арестовывают мурманские рыболовные суда в территориальных водах этого архипелага.3 Данная ситуация ухудшается еще и тем, что все эти процессы происходят на фоне существенного ослабления позиций нашей страны в Арктике. Последствия «ухода» российского государства из Арктики в 1990-х - начале 2000-х гг. сказываются до сих пор. Закономерный итог этого явления - рост интереса со стороны иностранного капитала и стоящих за ним правительственных структур к российским владениям в Арктике. И лишь в последние годы федеральная ' Более подробно - см.: Бабич Н.Г. О правовом регулировании судоходства на трассах Северного морского пути. // Мурманский Арктический сборник. - Мурманск, 2002. - С. 16-21. 2 См. приложение. 3 Так, в апреле 2001 г. был арестован траулер «Чернигов»; в октябре 2005 г. российские суда «Электрон», «Дмитрий Покрамович», «Капитан Горбачев»; в апреле 2006 г. - траулер «Обва». В 2008 г., в частности, были задержаны 4 российских судна мурманской приписки: в марте - траулеры "Архангельск" и "Коралнес", в июле - траулер "Корунд", в августе - «Николай Афанасьев». Совсем недавно в октябре 2009 г. - «Павел Батов».Одна из причин данного конфликта - различные подходы России и Норвегии к определению промысловой зоны Шпицбергена. Согласно Парижскому договору от 1920 г., подписанному 40 странами, воды вокруг архипелага являются зоной, открытой для международного рыболовства. Однако в 1977 г.Норвегия в одностороннем порядке объявила 200-мильную зону вокруг Шпицбергена рыбоохранной зоной. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz