Беляев, Д. П. Очерки по истории изучения и освоения Арктики : учебное пособие / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2013. - 107 с. : ил., цв. ил., портр., карты, факс.

Амундсен на дирижабле «Норвегия» в 1926 г. Вторая попытка, достичь Северного полюса на дирижабле закончилась катастрофой.124 В мае 1937 г. первым из советских летчиков над северным полюсом пролетел П.Г. Головин. Это был разведывательный полет перед высадкой на северном полюсе дрейфующей станции «Северный полюс». Дело в том, что к середине 1930-х гг. советские метеорологические станции располагались в окраинной зоне Арктики, и тем самым выделялось белое пятно в Центральной Арктики. Было очевидно, что устройство здесь полярной станции могло бы весьма существенным образом расширить представление ученых о циркуляции атмосферы в высоких широтах, а также в области геофизики, биологии и океанографии. Проект советских ученых об устройстве станции на дрейфующих льдах получили всестороннюю поддержку со стороны государства. Начальником дрейфующей станции был назначен И.Д. Папанин, астрономом Е.К. Федоров, гидрологом и биологом - П.П. Ширшов, радистом - Э.Т. Кренкель. Для перевозки личного состава и грузов в район полюса были избраны четыре мощных четырехмоторных самолета (летчики: М.В. Водопьянов, B.C. Молоков. А.Д. Алексеев, И.П. Мазурук, М.С. Бабушкин, М.И. Козлов, Г.К. Орлов, Я.Д. Мошковский; штурманы: И.Т. Спирин, В.И. Аккуратов, Н.М. Жуков, А.А. Ритслянд) и один разведывательный самолет (летчик - П.Г. Головин). Руководителем воздушной экспедиции к северному полюсу был назначен известный полярник О.Ю. Шмидт, его заместителями М.И. Шевелев и М.В. Водопьянов. В конце мая 1937 г. в районе полюса все самолеты совершили благополучную посадку, а 6 июня дрейфующая станция была официально объявлена открытой. Четверка папанинцев хорошо обосновалась на льдине, имевшей толщину свыше трех метров. Снаряжение было продумано до мелочей. Жилой отсек представлял собой палатку с каркасом из дюралюминиевых труб. Сверку палатка накрывалась брезентом с прокладкой из гагачьего пуха. Длина палатки была 3,7 метра, ширина 2,5, высота - 2 метра. Для научных наблюдений были взяты шелковые палатки. Для обеспечения станции энергией имелся ветряк. Ввиду возможного разлома льдины при ледовых сжатиях все продовольствие было распределено на трех различных складах. Научные работы начались сразу же, как только на льдине были размещены соответствующие приборы. Вахта у научных сотрудников - П. Ширшова и Е. Федорова - продолжалась по 14-16 часов в сутки. Хозяйственные работы были возложены на И. Папанина и Э. Кренкеля. После того, как течение увлекло льдину на юг, она начала постепенно таять. Большое беспокойство вызывали и учащающиеся ледовые сжатия, которые также 124 1928 г. - гибель дирижабля «Италия» (руководитель экспедиции Умберто Нобиле). 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz