Беляев, Д. П. Очерки по истории изучения и освоения Арктики : учебное пособие / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2013. - 107 с. : ил., цв. ил., портр., карты, факс.

бы до полюса, но никак ни на обратный путь. Все снаряжение полюсной партии было уложено на три нарты, в каждую из которых запрягли по восемь собак. Уже на седьмой день похода Седов, в силу болей в груди и из-за опухших от цинги ног, не мог идти и был вынужден сесть на нарту. Но, несмотря на все уговоры матросов вернуться, он упорно продолжал двигаться на север. С огромным трудом им удалось подойти к острову Рудольфа (северное побережье Земли Франца-Иосифа). До полюса еще предстояло идти более 700 км. Здесь 5 марта 1914 г. Седов скончался. Матросы похоронили своего начальника на острове Рудольфа. Над небольшой грудой камней, наваленных на тело, был установлен крест из лыж, а рядом положен флаг, который Седов хотел водрузить на полюсе.122 Обратный путь матросов к месту зимовки оказался очень трудным. Сильнейшие вьюги мешали ориентироваться среди многочисленных островов архипелага, и путники часто сбивались с пути. Очень страдали и от холода, так как приходилось экономить керосин, и на стоянках Г. Линник и А. Пустотный не имели возможности отогреться. Начался падеж собак, изнуренных постоянным голодом, и матросам приходилось тащить нарты на себе. С огромным трудом им все же удалось вернуться на корабль. 25 июля 1914 г. лед в районе зимовки взломало, и 30 июля «Св. Фока» покинул бухту Тихую, взяв курс на Мурман. К тому моменту уголь уже весь закончился, и чтобы пробиться к чистой воде пришлось в топку бросить практически все, что могло гореть: внутреннюю палубу, фрагменты такелажа и даже мебель. Остаток пути пришлось проделать под парусами. Возвращение экспедиции домой прошло практически незаметно на фоне начавшейся Первой мировой войны, которая прервала исследование и изучение Арктики. В 1920-х гг., в связи с развитием воздухоплавания интерес к покорению Северного полюса, теперь уже при помощи авиации, вновь возродился.123 В 1925-1926 гг. полеты на самолете совершили норвежец Руаль Амундсен и американец Ричард Бэрд. Амундсену удалось долететь до 87°43' северной широты, где его самолет совершил вынужденную посадку, после чего пришлось возвращаться назад. Что же касается Ричарда Бэрда, то долгое время считалось, что он был первым, кто пролетел над северным полюсом. В дальнейшем Бэрд стал известным полярником, исследователем Антарктиды, желанным гостем различных ток-шоу, получил чин контр-адмирала, и лишь совсем недавно стало известно, что до северного полюса американец не долетел. А вот первым, кто действительно долетел до Северного полюса, был все же Руаль 122 В 1938 г. сотрудники полярной станции нашли флагшток и обрывки флага, но тело самого Г. Седова, несмотря на все попытки, обнаружить не удалось. Более подробно - см. очерк 8. 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz