Беляев, Д. П. Очерки по истории изучения и освоения Арктики : учебное пособие / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2013. - 107 с. : ил., цв. ил., портр., карты, факс.

океан в летние месяцы от таких льдов свободен, кои бы препятствовали корабельному ходу».84 В 1764-1766 гг. В. Чичагов на трех, специально построенных для плавания в полярных морях судах «Чичагов», «Панов», «Бабаев» (имели усиленное крепление и ледовую обшивку), дважды пытался осуществить задуманное. Несмотря на то, что из-за тяжелых ледовых условий, поставленная задача выполнена не была, экспедицией были собраны ценные сведения о северо-западной части архипелага Шпицберген и прилегающих к нему водах. Однако, правительство и научные круги России ожидали от экспедиции гораздо большего, очевидно, это и стало причиной того, что после неудачи В.Я. Чичагова на самом высоком уровне пришли к мысли о невозможности «предпринимать путешествие по Ледовитому океану».85 В результате, вплоть до конца Х1Хв. российское правительство, несмотря на активную промысловую деятельность поморов и многократные обращения энтузиастов освоения Русского Севера, не организовывало экспедиций для исследования Шпицбергена. Отметим, что свой вклад в открытие и описание полярного региона внесли русские промышленники, часто становившиеся добровольными помощниками и проводниками научных экспедиций в Восточной и Западной Арктике. Так, например, в 1760-1763 гг. олонецкий промысловик Савва Лошкин первым прошел с юга на север около 1000 км вдоль всего восточного побережья Новой Земли и первым же обошел вокруг ее. В 1766 г. двинский кормщик Яков Чиракин прошел весь пролив Маточкин Шар и установил, что Новая Земля представляет собой два крупных острова86. Кормщик доложил о своем открытии архангельским властям. Последние, в лице губернатора Головцына В.А., поддержали предложение кормщика о снаряжении специальной правительственной экспедиции на Новую Землю. Этой экспедицией был назначен командовать штурман Ф. Розмыслов по поручению Адмиралтейств- коллегии. Главной задачей ставились описание и картографирование пролива Маточкин Шар, а также поиск различных руд, минералов, изучение флоры и фауны островов. Также Розмыслов, в случае отсутствия льдов, должен был попытаться пройти из восточного устья Маточкина Шара в Обскую губу и «примечание сделать, не будет ли способов впредь испытать с того места воспринять путь в Северную Америку».87 Тем самым, поручалось 84 Тогда еще не было известно, что многолетние льды 80-й широты непроходимы для судов (и не только парусных, но и паровых и дизельных). 8 Визе В.Ю. Указ соч. - С. 90. 86 Пролив Маточкин Шар, разделяющий Новую Землю на два острова, был известен поморам еще в XVI в., но к середине XVIII в. об этом было забыто. 87 Визе В.Ю. Указ. соч. - С.94. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz