Беляев, Д. П. Поморцы и ненцы на Новой Земле: 80 лет вместе // Межнациональные и межкультурные отношения в Российском Заполярье: состояние и перспективы развития / ФГОУВПО "Мурм. гос. техн. ун-т",ФГОУВПО "Петрозавод. гос. ун-т". - Мурманск, 2010. - С. 194-201.

посредством просветительской деятельности среди «инородцев»1. Таким образом, христианизация «инородцев» являлась задачей государственной важности и была необходимым элементом «инородческой» политики российского правительства. Уже в 1878 г. на средства Общества Спасения на водах в Малых Кармакулах была построена часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая. Спустя 10 лет, в 1888 г. на архипелаг доставили здание церкви. В 1889 году на Новой Земле в становище Малые Кармакулы по решению Святейшего Синода был основан православный скит, причисленный к Николо- Корельскому монастырю. При церкви в Малых Кармакулах находилась школа, снабженная всеми необходимыми классными принадлежностями и учебными пособиями. Занятия в школе проводил иеромонах Иона, который жил на архипелаге с двумя перерывами с 1888 г. (уехал по состоянию здоровья в 1899 г.). А.П. Энгельгардт особенно отмечал благотворное влияние иеромонаха на самоедов, которые «покончили совсем с язычеством и охотно посещали ...православный храм».2 Кроме этого в каждую навигацию на архипелаг постоянно приезжали духовные лица для совершения обрядов крещения, причастия и иных целей. Забота губернских властей о новоземельских самоедах простиралась и до таких, например, подробностей: «в числе колонистов были...брат и сестра, достигших возраста, когда первому требовалась невеста, а второй - жених. На Новой Земле таковых не оказалось и, по просьбе родителей, в числе новых поселенцев, привезли им с собой жениха и невесту».3 Наряду с просветительской и религиозной деятельностью священники способствовали насаждению русской культуры, что должно было способствовать переходу ненцев от кочевого к оседлому образу жизни, что также являлось неотъемлемой частью единого политического плана русского правительства в отношении архипелага. Советские власти также не оставляли без внимания культурно-бытовое и медицинское обслуживание новоземельцев. К важным задачам улучшения жизни островных поселений губернские власти относили культурно-бытовое и медицинское обслуживание. 1 Кристоман Б.Б. История научно-промыслового освоения Европейского Севера в контексте политических интересов Российской империи в XIX - начале XX в. II автореф. дисс.... канд. истор. наук. Архангельск, 2003. С. 18. 2 Энгельгардт АП. Русский Север. Путевые записки. СПб.,1897. С. 329. Это сообщение губернатора не вполне соответствует действительности. По сведениям различных путешественников, туристов, ученых, посещавших Новую Землю, религиозные представления ненцев еще долгое время представляли собой синтез христианского учения и языческих верований, несмотря на все усилия православных священников. Интересный эпизод, о том как вера в Христа побеждала родоплеменные культы, описывает Б. Житков: «Один самоед в день Пасхи в дом притча, чтобы достать у иеромонаха водки. Тот дверь ему не открыл. Тогда самоед достал своего идола...и с ним вместе трижды обошел вокруг дома. Когда же и после этого дверь не была открыта, самоед, рассердившись на идола, прибил его». // Житков Б., Бутурлин С. По северу России. Отчет Императорскому Обществу Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии по командировке летом 1901 года в Архангельскую губернию и на острова Колгуев и Новая Земля. М., 1901. С. 132. 3См.: Энгельгардт А.П. Русский Север. Путевые записки. СПб.,1897. С. 174-176. 199

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz