Беляев, Д. П. Поморцы и ненцы на Новой Земле: 80 лет вместе // Межнациональные и межкультурные отношения в Российском Заполярье: состояние и перспективы развития / ФГОУВПО "Мурм. гос. техн. ун-т",ФГОУВПО "Петрозавод. гос. ун-т". - Мурманск, 2010. - С. 194-201.

ситуации таким образом, чтобы в первую очередь учитывать интересы ненцев. Например, в соответствии с их решением от 8 октября 1926 года «столица» Новой Земли была перенесена из становища М. Кармакулы в становище Белушья губа, где население было не просто более многочисленным, но и по преимуществу состояло из ненцев. На прошедшем в мае 1928 года 4-м съезде Новоземельского островного Совета проблема межнациональных и социально-бытовых отношений в становищах была центральной. Выдержки из дневника председателя островного совета И.К. Вылки наглядно демонстрируют то, что отношения между русскими и ненцами нельзя было назвать нормальными и дружелюбными. Кроме того, ненцы были против учителей, ветеринаров и другого обслуживающего становища персонал.2 И это недовольство ненцев представителями Советской власти зачастую было оправданным. Дело в том, что поначалу в качестве своих уполномоченных губернские власти отправляли людей не самых достойных. Так, например, в своей телеграмме уполномоченному Попову, начальник островного управления Н.Д. Пирогов пригрозил ему революционным судом и расстрелом за пьянство, безделье и саботаж решений советских губернских властей.3 С другой стороны, как следует из заявлений служащих и рабочих на острове Колгуев, - «отношение самоедов к советской власти исключительно потребительское (долг простят, ссуду и так дадут - зачем работать?). В конечном счете,... отношение самоедов к местным русским работникам настолько нахальное и вызывающее, что работать и жить в этих условиях на острове нет никакой возможности...Политика Комитета Севера не только не перевоспитывает самоедов для социалистического строительства, а наоборот, вызывает такие отрицательные явления, как тунеядство, лень и воровство».4 Таким образом, проблема межэтнических отношений на архипелаге еще долгое время сохраняла свою актуальность. Культурно-бытовое и медицинское обеспечение поселенцев. Стремясь усилить свое влияние на архипелаге, российские власти проводили политику русификации ненцев путем их обращения в православную веру. Церковь всегда являлась важным элементом политической системы имперской России. Являясь государственной религией, православие объединяло подданных единой верой. Именно православной церкви было предоставлено монопольное право на распространение своего вероучения в пределах государства. Государство же не только обеспечивало православию законодательную защиту его прав, но также поддерживало православную церковь в осуществлении одной из главных его функций - миссионерской деятельности. Поэтому не случайно, что именно православная церковь стала проводником государственных интересов на Севере, 1ГААО. Ф. 760. On. 1. Д. 18. Л. 182. 2См.: Terra IncognitaАрктики. Архангельск, 1996. С. 120-121. 3ГААО. Ф. 211. On. 1. Д. 5. Л. 11. 4Там же. Ф. 760. On. 1. Д. 58. Л. 385. 198

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz