Беляев Д. П. История открытия и освоения Арктики / Д. П. Беляев. - Москва : Paulsen, 2019. - 278, [1] с. : ил., портр., карты, цв. ил., цв. портр., цв. карты. - (Об Арктике просто).

Руководство флота использовало атомо­ ходы для различных целей. Иногда они уча­ ствовали в спасательных операциях. 28 декабря 1977 года на воду спустили атомный ледокол «Сибирь». Через несколь­ ко месяцев после начала эксплуатации он отправился спасать из ледового плена десят­ ки судов, застрявших в аномально тяжелых (по сравнению с показателями за весь XX век) условиях Айонского ледового массива труд­ нопроходимого участка Северного морского пути. Спустя два месяца работ атомоход осво­ бодил суда, и они смогли доставить грузы для Дальнего Севера и Сибири. Но на этом исто­ рия незаменимых в суровых условиях Аркти­ ки судов не закончилась. Чуть позже ученые предложили новый эксперимент: провести рейс для проверки возможности грузового судоходства в вы­ соких широтах на трассе Северная Земля - ▼ Атомный ледокол «Сибирь». Фото ФГУП «Атомфлот» Новосибирские острова - пролив Дежнёва. Требовалось также испытать новые спутни­ ковые и другие технические средства обе­ спечения плавания в Арктике. План первого рейса разработал Арктиче­ ский институт СССР. Рейс начался по графи­ ку- 26 мая 1978 года. Спустя почти месяц, 20 июня 1978 года, атомный ледокол «Сибирь», преодолев льды высоких широт, подошел к плавучему остро­ ву, на котором несколькими месяцами ранее обосновалась научная дрейфующая станция «Северный полюс - 24». Для атомохода это был заключительный этап эксперименталь­ ного высокоширотного плавания, а для самой станции - начало долгого дрейфа. Ледокол «Сибирь» доставил на нее все самое необхо­ димое, включая снаряжение, топливо и обо­ рудование для научных изысканий. На обратном пути атомоход миновал мыс Арктический, вышел в Карское море, где его уже ждали транспортные суда, идущие

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz