Беляев Д. П. История открытия и освоения Арктики / Д. П. Беляев. - Москва : Paulsen, 2019. - 278, [1] с. : ил., портр., карты, цв. ил., цв. портр., цв. карты. - (Об Арктике просто).

За год до полета человека в космос СССР совершил еще один технологический про­ рыв - создал атомный ледокольный флот. Днем его основания считается 3 декабря 1959 года, когда в эксплуатацию был введен атомоход «Ленин». Впервые «мирный атом» использовали для обеспечения круглогодичной арктиче­ ской навигации. Это привело к целому ряду грандиозных открытий. Знаменитый атомоход «Ленин» заложи­ ли 25 августа 1956 года на судостроитель­ ном заводе Ленинграда. Всего же для возве­ дения этого уникального корабля работали свыше 1500 заводов и предприятий. Стро­ ительство ледокола «Ленин» стало одним из самых масштабных проектов советского флота. Паровые ледоколы могли находиться в автономном плавании от 2 до 4 недель, хотя запасы топлива на них достигали 30% водо­ измещения. Такой класс кораблей не мог ухо­ дить далеко от своих пунктов снабжения. Ди­ зельные ледоколы увеличили автономность плавания примерно до 50 суток. Но в суро­ вых условиях Заполярья это ничтожно мало. Иногда караваны судов зимовали в полярных льдах только потому, что запасы топлива на ледоколах заканчивались раньше срока. При­ менение атомной энергии позволило создать ледокол большей мощности с практически неограниченной автономностью. В сутки он расходовал 45 граммов урана - столько уме­ щается в спичечном коробке. Первым капитаном (с 1957 по 1961 год) первого атомного ледокола стал опытный флотоводец Павел Пономарёв. Позже командование атомоходом принял еще один прославленный моряк - капитан Борис Соколов. Ровно 40 лет, с 1961-го по 2001-й,он находился на капитанском мости­ ке ледокола «Ленин». Уникальность атомоходов заключалась в возможности совершать длительные морские переходы, в отличие от предшествующих судов - паровых идизельных ледоколов. 29 сентября 1961 года атомоход «Ленин» вышел в свой первый арктический рейс, а уже 17 октября высадил на лед к северу от острова Врангеля группу исследователей для организации полярной станции «Север­ ный полюс - 10». Таким же образом в 1968 и 1973 годах были организованы еще две стан­ ции - «Северный полюс - 18» и «Северный полюс - 22». Ранее все экспедиции доставля­ ли по воздуху авиацией. Главной задачей ледоколов в Арктике была и остается проводка судов. Время на­ вигации увеличилось почти на 2 месяца. Благодаря этому в арктическом плавании 1962 года участвовало на 61 судно больше, чем в 1958 году. Все это дало возможность повысить прямой завоз грузов в Арктику на 24% по сравнению с 1958 годом. В 1976 году атомоход «Ленин» во вре­ мя весенней проводки транспортного судна к полуострову Ямал выгрузил материалы и оборудование для нефте- и газодобываю­ щей промышленности прямо на апрельский припайный (неподвижный) лед. Первый в мире атомный ледокол верой и правдой прослужил в суровых арктических условиях 30 лет. В 1989 году его вывели из эксплуатации, превратив в корабль-музей в Мурманске.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz