Беляев Д. П. История открытия и освоения Арктики / Д. П. Беляев. - Москва : Paulsen, 2019. - 278, [1] с. : ил., портр., карты, цв. ил., цв. портр., цв. карты. - (Об Арктике просто).

за мной». Набрали превосходящую высоту 500 м над противником и со стороны солнца из-за облачности внезапно атаковали фашистские самолеты, в воздухе сразу загорелись 6 фашистских бомбардировщиков, а вскоре еще один само­ лет противника был сбит. Фашисты от внезапной атаки были в панике, начали сбрасывать бомбы на свои войска и развернулись на обратный курс на свой аэродром. Наша отважная, героическая шестерка И-16 со множеством пробоин в фюзеляже и плоскостях вернулась на свой аэродром. В этом бою было сбито 7фашистских стервятников, из которых Сафонов сбил 2 самолета. Наши самолеты не успели еще произвести посадку на аэродром, как с линии фронта была полу­ чена радиограмма от командования 14-й армии, в которой была объявлена благо­ дарность за героический воздушный бой отважной шестерке. Этот выдающийся героический бой 6 против 56 самолетов под руководством майора Сафонова был передан по центральному радио Юрием Левитаном в вечернем выпуске сводки Верховного Главнокомандования. Слушали все фронты и весь советский народ, имя Бориса Сафонова было известно всему советскому народу. Он был признан одним из лучших летчиков-истребителей СССР. 30 мая 1942 года в Баренцевом море шел большой конвой транспортов с бое­ вой техникой и вооружением в порт Мурманск в сопровождении военных кораблей Северного флота. Фашисты решили на подходах к Кольскому заливу потопить наши транспорты,для этого они послали 14 самолетов Ю-88 с торпедами без прикрытия истребителей. Рассчитывали, что конвой идетдалеко от береговой черты, примерно 30-40 км, и наших истребителей там недолжно быть, но фашисты просчитались. В тотдень я был оперативным дежурным на командном пункте полка.Для при­ крытия конвоя смогла вылететь четверка отважныхлетчиков во главе с Сафоновым Борисом Феоктистовичем, его прикрывали капитан Орлов, капитан Покровский и майор Кухаренко на самолетах «Киттихаук», остальные самолеты были неисправны после ожесточенных боев. В 10.00 самолеты взлетели с аэродрома илегли курсом навстречу конвою. В 10.20 с борта самолета командира полка была получена радиограмма: «Обнаружили самолеты противника на низкой высоте 50 м.идем в атаку». Очем я немедленно доложил начальнику штаба полка. Через четыре минуты радист приносит мне вторую радиограмму с борта командира полка: «Один самолет Ю-88 сбил, бью второй». Минуты через три радист приносит еще радиограмму от командира: «Сбил второй самолет, бьютретий». Через две минуты получена радиограмма с борта самолета командира полка Сафонова Бориса Феоктистовича: «Сбил третьего фашиста, но самолет мой подбит, иду на вынужденную посадку». На этом связь прекратилась. В это время Баренцево море было неспокойное, были большие волны, и сажать самолет на волну невозможно, и Борис Феоктистович вместе с самолетом утонул. Через несколько минут на место посадки самолета пришли наши корабли, которые сопровождали транспорты и наблюдали за воздушным боем, но обнаружить самолет в районе посадки не удалось. В этом воздушном бою было сбито 6 фашистских самолетов, 3сбил Борис Феоктистович и по одному - ведомые...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz