Беляев Д. П. История открытия и освоения Арктики / Д. П. Беляев. - Москва : Paulsen, 2019. - 278, [1] с. : ил., портр., карты, цв. ил., цв. портр., цв. карты. - (Об Арктике просто).

▲ Партизанский отряд «Большевик Заполярья» на марше. 1943. Из архива Мурманского областного краеведческого музея И в воздухе союзники работали очень слаженно. В сентябре под Мурманском началось базирование нескольких под­ разделений британской авиации, кото­ рые прикрывали город от налетов немец­ ких бомбардировщиков. Уже 11 сентября 1941 года эти самолеты приступили к бо­ евому патрулированию над линией фрон­ та. Продемонстрировав советским пилотам возможности своих машин, англичане при­ ступили к обучению наших летчиков, позже сформировав из них три эскадрильи. К апре­ лю 1942 года ВВС Северного флота и Ка­ рельского фронта на 60% были укомплек­ тованы «харрикейнами»' и другими типами самолетов союзников. Прославленный се­ вероморский ас Борис Сафонов воевал на «харрикейне». •Hawker Hurricane - британский одноместный истребитель. В ТЫЛУ Огромную помощь соединениям Красной ар­ мии и Военно-морского флота СССР оказа­ ли жители Севера. В первый же день войны в военных комиссариатах начали мобилиза­ цию военнообязанных. Только в Мурманской области поступило около 3,5 тысячи заявле­ ний от добровольцев. На фронт ушел каж­ дый шестой - всего более 50 тысяч человек. Проходило всеобщее военное обучение на­ селения. Формировались народное опол­ чение, истребительные батальоны, санитар­ ные дружины, соединения местной ПВО. Так, Мурманский истребительный полк только за несколько первых недель войны 13 раз вы­ ходил на задания, уничтожая вражеские ди­ версионно-разведывательные группы. Бойцы Кандалакшского истребительного батальона участвовали в боевых действиях в Карелии в районе станции Лоухи. Солдаты истребитель­ ных соединений Кольского и Кировского рай­ онов охраняли Кировскую железную дорогу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz