Беляев Д. П. История открытия и освоения Арктики / Д. П. Беляев. - Москва : Paulsen, 2019. - 278, [1] с. : ил., портр., карты, цв. ил., цв. портр., цв. карты. - (Об Арктике просто).

на всем его протяжении находился под не­ прерывным наблюдением флота и авиации немцев. Усложнялась задача и тем, что сам Мурманск подвергался постоянным бомбар­ дировкам. А более безопасный порт-Архан­ гельск - не давал постоянных преимуществ советскому командованию: из-за холодного Белого моря он становился несудоходным в зимние месяцы. Несмотря ни на что, транспортировка грузов согласно договоренностям с союз­ никами началась по плану. Уже 1 августа 1941 года в Архангельск прибыл английский минный заградитель «Адвенчер» с грузом мин и глубинных бомб. Через четыре дня в Кольский залив на постоянное базирование вошли две британские подлодки, «Трайдент» и «Тайгресс», успевшие к концу августа по­ топить несколько немецких транспортных судов. В этом же месяце из Англии в Архан▲ Эсминец «Гарланд» в союзных конвоях. Художник П. Н. Лесников. 1991. Из фондов Северного морского музея. Архангельск гельск прибыл первый конвой с военным грузом «Дервиш». К этому времени в порту уже находилось соединение современных тральщиков под командованием капитана 1-го ранга Кромби. За 1941 год в портах Белого моря побы­ вало семь союзных конвоев - из Англии и Исландии общим составом в 53 транспорта (из них восемь советских). В обратном на­ правлении ушло четыре конвоя из 47 судов, в числе которых 15 советских. Всего за вре­ мя Великой Отечественной войны в Мур­ манск и Архангельск пришло 42 союзных конвоя (722 транспорта), из Советского Со­ юза отправлено 36 конвоев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz