Беляев Д. П. История открытия и освоения Арктики / Д. П. Беляев. - Москва : Paulsen, 2019. - 278, [1] с. : ил., портр., карты, цв. ил., цв. портр., цв. карты. - (Об Арктике просто).

сячи метров. С успешной экспедицией со­ ветских пилотов поздравил президент США Франклин Рузвельт, приняв их в Белом доме. Менее чем через месяц, 12 июля, из Мо­ сквы был совершен еще один вылет, цель ко­ торого - пройти по маршруту Чкалова и по­ ставить рекорд дальности беспосадочного перелета. Командовал экипажем Герой Со­ ветского Союза Михаил Громов, второй пилот Андрей Юмашев, штурман Сергей Данилин. В результате этого перелета экипаж Гро­ мова установил два мировых рекорда по дальности полета по прямой (10 148 ки­ лометров) и ломаной (11 500 километров) линиям. Покрыв это расстояние за 62 часа 17 минут, самолет приземлился прямо на пастбище, так как аэропорт в Сан-Диего не смог его принять из-за погодных условий. Летчиков также приняли президент США Ф. Рузвельт и госсекретарь Э. Холл. Послед­ ний сказал: «Какие приятные, умные моло­ дые люди! Никакая работа дипломатов не смогла бы сделать за 10 лет того, что сделали вы своим перелетом для сближения народов Советского Союза и Америки». Постановлением ЦИК СССР А. Б. Юмашеву и С. А. Данилину было присвоено звание Ге­ роя Советского Союза, а Громова наградили орденом Ленина, так как в то время еще не было положения о вторичном награждении званием Героя. ПАПАНИНЦЫ На побережьях окраинных морей Северно­ го Ледовитого океана строили базы снабже­ ния, зимовки и станции наблюдения за по­ годой. А интересы науки требовали новых свершений - дальнейшего продвижения на север, в еще одну заповедную область Поляр­ ного бассейна - в район полюса относитель­ ной недоступности. Даже одна-единственная метеорологическая станция, расположенная в центре Арктики, способна расширить позна­ ния метеорологов о циркуляции воздушных потоков в высоких широтах. Эта информа­ ция чрезвычайно полезна для обслуживания Севморпути, для трансарктических воздуш­ ных полетов. В центральной части Северного Ледовитого океана нет суши, пригодной для устройства постоянных наблюдательных пун­ ктов, поэтомутребовалось оборудование стан­ ций прямо на дрейфующем льду. Этот проект поддержало государство. Начальником дрейфующей полярной станции «Северный полюс» (позднее ее стали называть «СП-1») назначили И. Д. Па- панина, геофизиком и метеорологом - Е. К. Фёдорова, гидрологом и биологом - П. П. Ширшова, радистом - Э.Т. Кренкеля. Для перевозки личного состава и гру­ зов в район полюса выделили четыре мощ­ ных четырехмоторных самолета (летчики М. В. Водопьянов, В. С. Молоков, А. Д. Алексе­ ев, И. П. Мазурук, М. С. Бабушкин, М. И. Коз­ лов, Г. К. Орлов, Я. Д. Мошковский; штурма­ ны И. Т. Спирин, В. И. Аккуратов, Н. М. Жуков, А. А. Ритслянд) и один разведывательный са­ молет (летчик П. Г. Головин). Руководителем воздушной экспедиции к Северному полю­ су стал известный полярник О. Ю. Шмидт, его заместителями - М. И. Шевелёв и М. В. Водо­ пьянов. Сначала грузы завезли судами на остров Рудольфа Земли Франца-Иосифа. Затем, в конце мая 1937 года, в районе полюса все самолеты совершили благополучную посад­ ку, а 6 июня дрейфующую станцию офици­ ально объявили открытой. Четверка папанинцев обосновалась на льдине, имевшей толщину свыше 3 метров. Снаряжение продумали до мелочей. Жилой отсек представлял собой палатку с каркасом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz