Беляев Д. П. История открытия и освоения Арктики / Д. П. Беляев. - Москва : Paulsen, 2019. - 278, [1] с. : ил., портр., карты, цв. ил., цв. портр., цв. карты. - (Об Арктике просто).
сячи метров. С успешной экспедицией со ветских пилотов поздравил президент США Франклин Рузвельт, приняв их в Белом доме. Менее чем через месяц, 12 июля, из Мо сквы был совершен еще один вылет, цель ко торого - пройти по маршруту Чкалова и по ставить рекорд дальности беспосадочного перелета. Командовал экипажем Герой Со ветского Союза Михаил Громов, второй пилот Андрей Юмашев, штурман Сергей Данилин. В результате этого перелета экипаж Гро мова установил два мировых рекорда по дальности полета по прямой (10 148 ки лометров) и ломаной (11 500 километров) линиям. Покрыв это расстояние за 62 часа 17 минут, самолет приземлился прямо на пастбище, так как аэропорт в Сан-Диего не смог его принять из-за погодных условий. Летчиков также приняли президент США Ф. Рузвельт и госсекретарь Э. Холл. Послед ний сказал: «Какие приятные, умные моло дые люди! Никакая работа дипломатов не смогла бы сделать за 10 лет того, что сделали вы своим перелетом для сближения народов Советского Союза и Америки». Постановлением ЦИК СССР А. Б. Юмашеву и С. А. Данилину было присвоено звание Ге роя Советского Союза, а Громова наградили орденом Ленина, так как в то время еще не было положения о вторичном награждении званием Героя. ПАПАНИНЦЫ На побережьях окраинных морей Северно го Ледовитого океана строили базы снабже ния, зимовки и станции наблюдения за по годой. А интересы науки требовали новых свершений - дальнейшего продвижения на север, в еще одну заповедную область Поляр ного бассейна - в район полюса относитель ной недоступности. Даже одна-единственная метеорологическая станция, расположенная в центре Арктики, способна расширить позна ния метеорологов о циркуляции воздушных потоков в высоких широтах. Эта информа ция чрезвычайно полезна для обслуживания Севморпути, для трансарктических воздуш ных полетов. В центральной части Северного Ледовитого океана нет суши, пригодной для устройства постоянных наблюдательных пун ктов, поэтомутребовалось оборудование стан ций прямо на дрейфующем льду. Этот проект поддержало государство. Начальником дрейфующей полярной станции «Северный полюс» (позднее ее стали называть «СП-1») назначили И. Д. Па- панина, геофизиком и метеорологом - Е. К. Фёдорова, гидрологом и биологом - П. П. Ширшова, радистом - Э.Т. Кренкеля. Для перевозки личного состава и гру зов в район полюса выделили четыре мощ ных четырехмоторных самолета (летчики М. В. Водопьянов, В. С. Молоков, А. Д. Алексе ев, И. П. Мазурук, М. С. Бабушкин, М. И. Коз лов, Г. К. Орлов, Я. Д. Мошковский; штурма ны И. Т. Спирин, В. И. Аккуратов, Н. М. Жуков, А. А. Ритслянд) и один разведывательный са молет (летчик П. Г. Головин). Руководителем воздушной экспедиции к Северному полю су стал известный полярник О. Ю. Шмидт, его заместителями - М. И. Шевелёв и М. В. Водо пьянов. Сначала грузы завезли судами на остров Рудольфа Земли Франца-Иосифа. Затем, в конце мая 1937 года, в районе полюса все самолеты совершили благополучную посад ку, а 6 июня дрейфующую станцию офици ально объявили открытой. Четверка папанинцев обосновалась на льдине, имевшей толщину свыше 3 метров. Снаряжение продумали до мелочей. Жилой отсек представлял собой палатку с каркасом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz