Беляев Д. П. История открытия и освоения Арктики / Д. П. Беляев. - Москва : Paulsen, 2019. - 278, [1] с. : ил., портр., карты, цв. ил., цв. портр., цв. карты. - (Об Арктике просто).

Использование авиации решающим образом повлияло на темпы изучения Полярного бассейна. Если в 1929 году площадь районов, которые ранее не посещал человек, составляла 4309 тыс. кв. км (57% от площади), то через 10лет эта цифра уменьшилась до 1844 тыс. кв. км (24,3%), а в 1945-м составила всего 1250 тыс. кв. км (16,6%). сопровождение судов. С 1936-го ледовые авиаразведки в восточном секторе Арктики становятся регулярными. В них участвовали такие летчики, как A. Д. Алексеев, М. И. Козлов, П. Г. Головин, И. И. Черевичный, М. А. Титлов, В. И. Аккуратов и др. К 1938 году «пионерский период» авиа­ разведки закончился. Эта работа стала не­ отъемлемой частью плаваний по Северно­ му морскому пути, охватывая всю трассу. Если в 1933 году самолеты провели в воз­ духе всего 200 часов,то в 1935-м - уже 600, а в 1938-м - 1300. В 1939 году советские пилоты присту­ пили к глубоким авиаразведкам исследо­ вательского характера в высоких широтах. Зачастую летчики пролетали расстояния в 3-4 тысячи километров, находясь в воздухе по 12-15 часов без посадки. 2 октября 1945 года экипажу самолета СССР Н-368 (летчик М. А. Титлов, штурман B. И. Аккуратов) поручили произвести глубо­ кую ледовую разведку Центрального поляр­ ного бассейна с попутным посещением Се­ верного полюса и пересечением обширного белого пятна, прилегающего к нему. Вылетев в 00.25 с мыса Челюскин, уже в 7 часов утра самолет был над Северным полюсом. Во вре­ мя полета часто приходилось снижаться во избежание оледенения и для наблюдения за состоянием льдов. Всего самолет пробыл в воздухе более 15 часов, пройдя за это время свыше 4300 километров. ТРАНСАРКТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЛЕТЫ В июле - сентябре 1936 года экипаж двух­ моторного самолета-амфибии СССР Н-2 под командованием Героя Советского Союза В. С. Молокова в чрезвычайно сложных ме­ теорологических условиях впервые в исто­ рии пролетел 25 тысяч километров по всей трассе Северного морского пути от Беринго­ ва пролива до Архангельска. Основная цель перелета - инспекция хозяйства Главсев- морпути и проведение ледовой разведки. В том же 1936 году состоялся беспоса­ дочный перелет по «Сталинскому маршруту» Москва - Камчатка на одномоторном само­ лете АНТ-25. Полет совершили летчики Ва­ лерий Чкалов (командир корабля), Георгий Байдуков (второй пилот) и Александр Беля­ ков (штурман). Самолет пробыл в воздухе 56 часов 20 минут, пролетев за это время расстояние в 9374 километра. Весь экипаж представили к званию Героя Советского Союза. С каждым новым арктическим полетом накапливался бесценный опыт в проведении перелетов и подготовке кадров летчиков и штурманов, совершенствовались средства аэронавигации и связи. Все это позволи­ ло уже в 1937 году организовать и успешно провести выдающиеся экспедиции - полет на Северный полюс для высадки дрейфую­ щей научно-исследовательской станции «Се­ верный полюс» И. Д. Папанина, перелеты из Москвы в США через Северный Ледовитый океан В. Чкалова и М. Громова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz