Беляев Д. П. История открытия и освоения Арктики / Д. П. Беляев. - Москва : Paulsen, 2019. - 278, [1] с. : ил., портр., карты, цв. ил., цв. портр., цв. карты. - (Об Арктике просто).
А Нобиле с Титиной. 1926. Библиотека Конгресса США 23 мая 1928 года «Италия» стартова ла из бухты Кингсбей на архипелаге Шпиц берген. На следующий день дирижабль про летел над Северным полюсом, выполнив магнитные наблюдения. Однако запланиро ванная высадка людей на полюс из-за не благоприятных метеоусловий не состоялась. На обратном пути, не долетев до Шпицбер гена, летательный аппарат начал стреми тельно терять высоту и ударился о ледяное поле. Гондола дирижабля разломилась попо лам. Кормовая часть кабины, где находились 10 человек и собака Титина, осталась лежать на льду. Моторист Помелла погиб при стол кновении со льдом. Потеряв в весе более 2 тонн, «Италия» поднялась в воздух и, уже совершенно не управляемая, улетела в восточном направ лении. В носовой части кабины оставалось шесть человек (так называемая группа Алес- сандрини). Дальнейшая судьба этих людей - еще одна мрачная тайна Арктики. Скорее всего, поврежденный дирижабль снова упал на лед, и люди погибли. Предпринятые по иски группы Алессандрини результатов не дали. Людям, оказавшимся на льду, во главе с Нобиле повезло больше. При разломе гон долы несколько мешков со снаряжением и продовольствием выпало на лед, а самое главное - радиостанция. Они установили на льду палатку и облили ее красной краской, чтобы она была заметна издалека (в исто рию она так и вошла под названием «Крас ная палатка»). Радисту Бьяджи удалось нала дить радиосвязь. Но сигнал приняли только 3 июня, причем не на корабле сопровожде ния, а на передатчике молодого советского радиолюбителя Николая Шмидта. В тот же день он отправил телеграмму в «Общество друзей радио» в Москве. К тому моменту, не веря, что подать сигнал бедствия при помо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz