Беляев Д. П. История открытия и освоения Арктики / Д. П. Беляев. - Москва : Paulsen, 2019. - 278, [1] с. : ил., портр., карты, цв. ил., цв. портр., цв. карты. - (Об Арктике просто).

А Нобиле с Титиной. 1926. Библиотека Конгресса США 23 мая 1928 года «Италия» стартова­ ла из бухты Кингсбей на архипелаге Шпиц­ берген. На следующий день дирижабль про­ летел над Северным полюсом, выполнив магнитные наблюдения. Однако запланиро­ ванная высадка людей на полюс из-за не­ благоприятных метеоусловий не состоялась. На обратном пути, не долетев до Шпицбер­ гена, летательный аппарат начал стреми­ тельно терять высоту и ударился о ледяное поле. Гондола дирижабля разломилась попо­ лам. Кормовая часть кабины, где находились 10 человек и собака Титина, осталась лежать на льду. Моторист Помелла погиб при стол­ кновении со льдом. Потеряв в весе более 2 тонн, «Италия» поднялась в воздух и, уже совершенно не­ управляемая, улетела в восточном направ­ лении. В носовой части кабины оставалось шесть человек (так называемая группа Алес- сандрини). Дальнейшая судьба этих людей - еще одна мрачная тайна Арктики. Скорее всего, поврежденный дирижабль снова упал на лед, и люди погибли. Предпринятые по­ иски группы Алессандрини результатов не дали. Людям, оказавшимся на льду, во главе с Нобиле повезло больше. При разломе гон­ долы несколько мешков со снаряжением и продовольствием выпало на лед, а самое главное - радиостанция. Они установили на льду палатку и облили ее красной краской, чтобы она была заметна издалека (в исто­ рию она так и вошла под названием «Крас­ ная палатка»). Радисту Бьяджи удалось нала­ дить радиосвязь. Но сигнал приняли только 3 июня, причем не на корабле сопровожде­ ния, а на передатчике молодого советского радиолюбителя Николая Шмидта. В тот же день он отправил телеграмму в «Общество друзей радио» в Москве. К тому моменту, не веря, что подать сигнал бедствия при помо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz