Беляев Д. П. История открытия и освоения Арктики / Д. П. Беляев. - Москва : Paulsen, 2019. - 278, [1] с. : ил., портр., карты, цв. ил., цв. портр., цв. карты. - (Об Арктике просто).

А Ледорез «Литке». Енисейский залив. 1942. Из собрания Российского государственного музея Арктики и Антарктики ОТКРЫТИЕ СУДОХОДСТВА Более удачной стала экспедиция на ледоре­ зе «Литке» под управлением капитана Нико­ лая Михайловича Николаева и научного ру­ ководителя Владимира Юльевича Визе. В 1934 году без аварий и прочих проис­ шествий корабль прошел в одну навигацию Северный морской путь - из Владивостока в Мурманск, положив начало регулярному су­ доходству по Севморпути. Уже в следующем, 1935 году за одну на­ вигацию путь прошли четыре грузовых теплохода: два в восточном направлении («Ванцетти», «Искра») и два в западном («Сталинград», «Анадырь»). Всего же мыс Челюскин обогнули 19 кораблей в обоих направлениях. Навигацию 1935 года обе­ спечивали четыре ледокола: «Ленин» - за­ падный участок, «Ермак» и «Литке» - цент­ ральный участок и «Красин» - восточная часть трассы. Учитывались и военно-стратегические цели. Летом - осенью 1936 года для усиле­ ния Тихоокеанского флота через Северный Ледовитый океан силами ледоколов осуще­ ствили проводку двух эскадренных мино­ носцев «Сталин» и «Войков» из Архангель­ ска до Владивостока. В 1939 году флагман советского ледоколь­ ного флота - ледокол «И. Сталин» (капитан М. П. Белоусов) - впервые совершил двойное сквозное плавание за одну навигацию. К началу Великой Отечественной войны опыт плавания советских транспортных су­ дов в Арктике был более чем внушитель­ ным. Продолжалось обустройство таких опорных портов Северного морского пути, как Диксон, Игарка, Дудинка,Тикси, Певек и Провидения. ▲ Проводка миноносцев «Сталин» и «Войков» по Северному морскому пути

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz