Беляев Д. П. История открытия и освоения Арктики / Д. П. Беляев. - Москва : Paulsen, 2019. - 278, [1] с. : ил., портр., карты, цв. ил., цв. портр., цв. карты. - (Об Арктике просто).
А Участники экспедиции перетаскивают шлюпки через ледяное поле, которое преградило путь ледо кольному пароходу «Челюскин» ного освоения островов Ледовитого океана. Корабль плыл сильно перегруженным: на его борту поместили дополнительную кладь, разведывательный гидросамолет и несколь ко разборных домов, предназначенных для поселения на острове Врангеля. Из-за льдов «Челюскин» с трудом про бился в Берингов пролив, но выйти в Тихий океан не смог. Сильный ветер и течение за тянули его вместе с ледовым полем обратно в Чукотское море. Теперь экипаж ожидала зимовка. На «Че люскине» ввели режим жесткой экономии. Выдачу угля сократили, сооружали кустар ные печки, которые топили машинным мас лом и отходами. Тем не менее температура в каютах упала до 10 °С. Продовольствие и теплую одежду выгрузили на лед на слу чай внезапной гибели корабля. Предстояло ждать июля будущего года. Однако не дожда лись. 13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдиной и в течение 2 часов зато нул. За это время под руководством Шмидта и Воронина, ни на минуту не терявших при сутствия духа, четкости в отдаче приказов и контроля за состоянием судна, люди выгру зили всё, что удалось, на льдину, включая то пливо, стройматериалы, теплую одежду, па латки, продукты. В процессе эвакуации погиб завхоз судна Могилевич, придавленный боч кой с топливом и не успевший покинуть суд но. На лед высадилось 104 человека, включая 10 женщин и 2 детей. Построили барак, кухню и сигнальную вышку. С первых дней пребывания на льди не велась научная работа. Каждые сутки гид рологи и геодезисты определяли точное ме сто дрейфующего лагеря. Полярники оказались настолько далеко от берега, что спасти их могла только авиация. Начальник летного сектора Севморпути М. И. Шевелёв начал собирать группу летчи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz