Беляев Д. П. История открытия и освоения Арктики / Д. П. Беляев. - Москва : Paulsen, 2019. - 278, [1] с. : ил., портр., карты, цв. ил., цв. портр., цв. карты. - (Об Арктике просто).

А Участники экспедиции перетаскивают шлюпки через ледяное поле, которое преградило путь ледо­ кольному пароходу «Челюскин» ного освоения островов Ледовитого океана. Корабль плыл сильно перегруженным: на его борту поместили дополнительную кладь, разведывательный гидросамолет и несколь­ ко разборных домов, предназначенных для поселения на острове Врангеля. Из-за льдов «Челюскин» с трудом про­ бился в Берингов пролив, но выйти в Тихий океан не смог. Сильный ветер и течение за­ тянули его вместе с ледовым полем обратно в Чукотское море. Теперь экипаж ожидала зимовка. На «Че­ люскине» ввели режим жесткой экономии. Выдачу угля сократили, сооружали кустар­ ные печки, которые топили машинным мас­ лом и отходами. Тем не менее температура в каютах упала до 10 °С. Продовольствие и теплую одежду выгрузили на лед на слу­ чай внезапной гибели корабля. Предстояло ждать июля будущего года. Однако не дожда­ лись. 13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдиной и в течение 2 часов зато­ нул. За это время под руководством Шмидта и Воронина, ни на минуту не терявших при­ сутствия духа, четкости в отдаче приказов и контроля за состоянием судна, люди выгру­ зили всё, что удалось, на льдину, включая то­ пливо, стройматериалы, теплую одежду, па­ латки, продукты. В процессе эвакуации погиб завхоз судна Могилевич, придавленный боч­ кой с топливом и не успевший покинуть суд­ но. На лед высадилось 104 человека, включая 10 женщин и 2 детей. Построили барак, кухню и сигнальную вышку. С первых дней пребывания на льди­ не велась научная работа. Каждые сутки гид­ рологи и геодезисты определяли точное ме­ сто дрейфующего лагеря. Полярники оказались настолько далеко от берега, что спасти их могла только авиация. Начальник летного сектора Севморпути М. И. Шевелёв начал собирать группу летчи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz