Беляев Д. П. История открытия и освоения Арктики / Д. П. Беляев. - Москва : Paulsen, 2019. - 278, [1] с. : ил., портр., карты, цв. ил., цв. портр., цв. карты. - (Об Арктике просто).

Имя «Челюскин» судно получило уже пе­ ред выходом из Ленинграда (изначально оно называлось «Лена»). Смена названия отража­ ла и смену владельца -судно строилось по за­ казу Наркомвода для Ленских экспедиций, но Шмидту удалось его получить первым. «Челю­ скин» не был ни ледоколом, ни ледокольным пароходом - это было обычное грузовое суд­ но, несколько усиленное для работы во льдах. По словам В. Ю. Визе, «набор корпуса был не­ достаточно крепок, шпангоуты редкие и сла­ бые, ширина парохода большая». «Челюскин» по своей прочности уступал «Сибирякову» и «Седову», хотя по размеру существенно их превосходил. Принявший в Копенгагене суд­ но капитан П. Л. Безайс отказался вести его в Арктику. Капитан В. И. Воронин также отка­ зывался принять судно. В своем дневнике он записал: «Надежность и крепость „Челюскина" ▲ Пароход «Челюскин» во льдах. Экспедиция ГУСМП по Северному морскому пути. 1933. Ив собрания Российского государственного музея Арктики и Антарктики мало чем отличаются от обычного коммерче­ ского судна. В плавании среди тяжелых льдов этот пароход будет малопригодным...» Одна­ ко Шмидту удалось уговорить Воронина при условии, что по пути из Ленинграда в Мур­ манск судно зайдет в Копенгаген для устра­ нения недоделок. В итоге «Челюскин» вы­ шел из Мурманска 10 августа, с опозданием на 20 дней. На отплывшем из Мурманска судне нахо­ дились 105 человек, многие не были связа­ ны напрямую с экспедицией. Планировалось высадить группу зимовщиков с их семьями на острове Врангеля - шаг рискованный, но обоснованный.Делалось это для хозяйствен

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz