Беляев Д. П. История открытия и освоения Арктики / Д. П. Беляев. - Москва : Paulsen, 2019. - 278, [1] с. : ил., портр., карты, цв. ил., цв. портр., цв. карты. - (Об Арктике просто).

В сентябре 1918 года у мыса Челюскин тяжелые льды не позволили продолжить плавание, и экспедиции пришлось зазимо­ вать. В этом не исследованном ранее районе Амундсену и Свердрупу открывалось широ­ кое поле для научных работ. Во время зимов­ ки проводили геофизические и гидрографи­ ческие наблюдения, собирали ботаническую и этнографическую коллекции, совершили несколько продолжительных санных экскур­ сий по Таймыру. Случались и несчастья. Пол­ беды - когда Амундсен упал и сломал руку. Настоящая неприятность произошла позже - на него напала медведица. В тот раз он чудом остался жив, получив травмы. Психологический климат в коллективе (из-за начальника экспедиции - человека властного и непримиримого) тоже оставлял желать лучшего. Возможно, по этой причи­ не в сентябре 1919 года судно покинули два матроса: опытный полярник Петер Тессем и молодой Пауль Кнудсен. Амундсен каждый раз по-разному объяснял причины их от­ правки на Диксон, находящийся в 800 кило­ метрах юго-западнее места зимовки. На родину Тессем и Кнудсен так и не вер­ нулись, их останки обнаружили только в 1921-1922 годах экспедиции Н. А. Бегиче­ ва и Н. Н. Урванцева. По-видимому, Кнудсен провалился в полынью, а Тессем по неуста­ новленной причине умер в нескольких ки­ лометрах от полярной станции на острове Диксон. В 1924 году на могиле Тессема уста­ новили крест. Зимовка экспедиции продолжалась ров­ но год, и только 12 сентября 1919 года «Мод» сумела продолжить плавание. Одна­ ко движение по чистой воде длилось всего 11дней.Уже 23 сентября судно вновь встало на зимовку у острова Айон, на полпути меж­ ду Новосибирскими островами и Беринго­ вым проливом. 7 июля 1920 года льды отступили, и пла­ вание к Берингову проливу продолжилось. Конечной цели экспедиции - мыса Дежнё­ ва - Амундсен достиг 21 июля, а спустя два дня он оказался у Аляски. Здесь норвежский путешественник записал в своем дневнике: «Я сомкнул путь, пройденный „Мод“,с тем пу­ тем, которым я шел, открывая Северо-Запад- ный проход в 1906 году (на «Йоа» от Грен­ ландии до Аляски. - Прим. авт.), и, таким образом, впервые осуществил кругосветное плавание Ледовитым океаном»'. ЗАДАЧИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ На рубеже XIX-XX веков три последовав­ шие одна за другой экспедиции поставили точку в вопросе прохождения по северной трассе из Атлантического океана в Тихий. Морские походы Норденшёльда, Вилькиц- кого и Амундсена показали, что только су­ дам, специально подготовленным к пла­ ванию во льдах с вынужденными, порой длительными зимовками, удается пройти Северным морским путем. И правительства, и частные лица, прежде всего промышлен­ ники, убедились: для регулярного судоход­ ства этот маршрут не годится. Отметим, что все три попытки являлись по большому сче­ ту случайными предприятиями, а не регу­ лярной научно обоснованной программой по освоению Арктики. Изменить мнение о целесообразности использования Север­ ного морского пути предстояло следующим поколениям блестящих мореплавателей и путешественников. * Визе В. Ю. Моря Советской Арктики. М.-Л., 1948. С. 208.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz