Беляев Д. П. История открытия и освоения Арктики / Д. П. Беляев. - Москва : Paulsen, 2019. - 278, [1] с. : ил., портр., карты, цв. ил., цв. портр., цв. карты. - (Об Арктике просто).

Три пропавшие русские экспедиции подтол­ кнули правительство к неожиданным решени­ ям. Впервые в мире в небе Арктики появился самолет, пилотируемый русским летчиком, для поиска уцелевших участников пропавшей экс­ педиции. Шел 1914 год. В самом начале этого года в мировой печати стали появляться сообще­ ния, что начавшаяся еще в 1912-м русская полярная экспедиция, возглавляемая Г.Я. Се­ довым, по всей видимости, погибла, корабль «Святой Фока» раздавлен льдами. Однако высказывались соображения, что люди мог­ ли уцелеть и спастись, зазимовав где-нибудь к югу от Земли Франца-Иосифа или запад­ нее Новой Земли. От правительства России ждали срочных мер по поискам пропавшей экспедиции, а заодно и других полярных ис­ следователей - Брусилова, Русанова и их спутников. Т Гидроплан «Фарман» Для этой цели годились все традицион­ ные способы передвижения: морские суда, собачьи упряжки. Но уж очень заманчивым представлялось использование летательных аппаратов. Все-таки скорость перемещения у них несравнимо выше. К тому же за корот­ кое северное лето и светлое время можно обследовать большие пространства. На поиски направились корабли «Грета» и «Печора» под общим командованием ка­ питана 1-го ранга Исхака Ислямова. В рас­ поряжение экспедиции предоставили само­ лет, управляемый военным летчиком Яном Нагурским. Ему поручили самому выбрать марку машины, наиболее приспособленной, по его мнению, к полетам в высоких широ­ тах. Таким самолетом оказался гидроплан «Фарман». 31 июля 1914 года пароход «Печора» с разобранным самолетом на борту вышел в море, а 3 августа достиг Крестовой губы на Новой Земле. Спустя четыре дня летатель­ ный аппарат собрали. 21 августа 1914 года произошло историческое событие - в небе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz