Беляев Д. П. История открытия и освоения Арктики / Д. П. Беляев. - Москва : Paulsen, 2019. - 278, [1] с. : ил., портр., карты, цв. ил., цв. портр., цв. карты. - (Об Арктике просто).

КОЛУМБ XX ВЕКА Поражение в войне с Японией 1904- 1905 годов вынудило власти обратить при­ стальное внимание на возможность пере­ броски военных кораблей с Балтики на Дальний Восток. Цусимская катастрофа, ког­ да эскадра адмирала 3. П. Рожественско- го, совершив полукругосветное плавание, погибла у японских берегов, убедила рос­ сийское правительство в важности страте­ гического значения короткого Северного морского пути. Если бы был избран маршрут вдоль северных берегов России, не огибая Африку и Индийский океан, то можно было бы прийти во Владивосток, минуя Цусиму. В 1908 году в Петербурге, на верфях Нев­ ского судостроительного завода, были зало­ жены два ледокольных транспорта: «Таймыр» ▲ «Таймыр» и «Вайгач». Художник Е. В. Войшвилло. 1986. Из фондов ФГБУК «Музей Мирового океана» и «Вайгач» - со стальными корпусами водо­ измещением 1200 тонн. Строительству этих судов придавалось большое значение. Пе­ ред международной конференцией, которая должна была определить статус архипела­ га Шпицберген, отправка туда кораблей под российским военным флагом должна была укрепить позиции нашей страны. Но затем планы изменились, и ледокольные пароходы были включены в состав Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО)'. Базой для этих кораблей стал Вла­ дивосток, куда они прибыли в 1910 году по южному маршруту. • РГАВМФ. Ф. 404. On. 2.Д. 1426. Л. 70.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz