Беляев Д. П. История открытия и освоения Арктики / Д. П. Беляев. - Москва : Paulsen, 2019. - 278, [1] с. : ил., портр., карты, цв. ил., цв. портр., цв. карты. - (Об Арктике просто).

Если сравнить Россию со зданием, то нельзя не признать, что она своим главным фасадом выходит на Ледовитый океан... Мощный ледокол откроет дверь в этом главном фасаде, он сни­ мет ледяные ставни с окна, которое Пётр I прорубил в Европу... Природа заковала наши моря льдами, но в настоящее время ледяной покров не представляет более непреодолимого препят­ ствия к судоходству. Я знаю, как достичь Северного полюса: надо построить ледокол такой силы, чтобы он мог ломать полярные льды. Ни одна нация не заинтересована в ледоколах столько, сколько Россия. Адмирал С. О. Макаров Б И О Г Р А Ф И И МАКАРОВ СТЕПАН ОСИПОВИЧ (1849-1904) Русский флотоводец, полярный исследователь, океанограф, вице-адми- рал (1896). Макаров родился в семье прапорщика флота. Окончил морское училище в Николаевске-на-Амуре (1865), в 1869 году произведен в мичманы. Служил на кораблях Тихоокеанской эскадры. С 1871 года на Балтийском флоте; во время службы на броненосной лодке «Русалка» исследовал проблемы не­ потопляемости кораблей.Участник Русско-турецкой войны (1877-1878), впервые успешно применил миноносные корабли и торпедные катера, разработал самодвижущуюся торпеду. В 1886-1889 годах в чине капитана 1-го ранга, командуя корветом «Витязь», совершил кругосветное путе­ шествие. В 1894-1896 годах, командуя Средиземноморской эскадрой, совершил второе кругосветное плавание. В 1896 году командовал эскадрой Балтийского флота. Выдвинул идею создания мощного ледокола для исследования Арктики и лично руководил постройкой «Ермака» в Англии. В марте 1899 года перешел на «Ермаке» из Ньюкасла в Кронштадт, преодолев льды Финского залива, затем двинулся в Ревель. Летом совершил на ледоколе два пробных арктических рейса, проник к северу от Шпицбергена до 81°2Г с. ш. В конце 1899 года назначен военным губернатором Кронштадта. После капитальной перестройки носовой части «Ермака» ходил на нем летом 1901 года в Баренцево море, в очень тяжелых ледовых условиях дважды подходил к Земле Франца-Иосифа и к северо-западному берегу Новой Земли. С начала Русско-японской войны (1904-1905) назначен командую­ щим Тихоокеанским флотом, погиб на флагманском броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине. Именем Макарова названы 17 географических объектов, в том числе остров в Карском море, бухта на острове Итуруп (Курильская гряда), горы на Шпицбергене,два мыса на Новой Земле, котловина в центре Северного Ледовито­ го океана, город на Сахалине.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz