Беляев Д. П. История открытия и освоения Арктики / Д. П. Беляев. - Москва : Paulsen, 2019. - 278, [1] с. : ил., портр., карты, цв. ил., цв. портр., цв. карты. - (Об Арктике просто).
: ▲ Ледокол «Ермак». Кронштадт. 1900. Из фонда и научного архива музея «Ледокол „Красин"» «ЕРМАК» В 1897 году российский адмирал Степан Осипович Макаров выдвинул идею построй ки мощного ледокола, на котором «можно пройти к Северному полюсу и составить кар ты всех не описанных еще мест Северного Ледовитого океана»'. Ледокол под названи ем «Ермак» построили в Великобритании за 13 месяцев при поддержке министра фи нансов С. Ю. Витте. Принцип продвижения судна был таким же, как и у современных ле доколов: взбираясь на толщу льда, он разла мывал его своей массой. Адмирал Макаров лично следил за ходом строительства и вносил коррективы в проект. *Макаров С. О. «Ермак» во льдах. СПб., 1901. Более того, во время пробного плавания были выявлены недостатки, для устранения кото рых ледокол несколько раз ставили в док. В 1901 году «Ермак» вышел в полярную экс педицию в район Новой Земли, достигнув широты 81°28'. Преодолеть суровые льды бо лее высоких широт ледокол, увы, не смог. Из начально, по проекту Макарова, предполага лось строительство двух ледоколов, которые бы штурмовали арктические льды, действуя в связке. Но денег хватило только на строи тельство одного. К мнению Степана Осипо вича в то время не прислушались. А после не совсем удачного похода «Ермака» и вовсе пошли разговоры о бесполезности ледокола. Сам адмирал Макаров с горечью писал тогда: «Говорят, что полярные льды непобедимы. Это не так. Непобедимы лишь людские суеверия и предрассудки». Мечта С. О. Макарова до стичь Северного полюса сбылась спустя поч ти 80 лет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz