Беляев Д. П. История открытия и освоения Арктики / Д. П. Беляев. - Москва : Paulsen, 2019. - 278, [1] с. : ил., портр., карты, цв. ил., цв. портр., цв. карты. - (Об Арктике просто).
льдами. Норвежец позаимствовал идею у по моров, чьи кочи уверенно ходили во льдах, и придал обводам корабля яйцеобразную форму - при сжатии льдами его бы выталки вало на поверхность. Построенный на вер фи в Норвегии корабль получил название «Фрам» (по-норвежски «вперед»). В июле 1893 года «Фрам» оставил бере га Норвегии и взял курс на Новосибирские острова, к северу от которых Нансен предпо лагал, что судно вмерзнет в полярные льды и начнет трансарктический дрейф. По рас четам, дрейфовать пришлось бы около 3 лет, поэтому продовольствия взяли на 5 лет'. Во время плавания в Карском море экспе диция открыла целый ряд островов: Свер друпа, Скотт-Хансена, Мона, архипелаг Нор деншёльда и др. 23 сентября «Фрам», достигший к тому моменту района Новосибирских островов, пришвартовался к большой льдине в точ ке 77°44'N. Трансарктический дрейф начал ся. Первая же зимовка оправдала надежды Нансена на судно. «Фрам» с честью вынес все ледовые сжатия. В течение первого года дрейфа «Фрам» двигался, как и рассчитывал Нансен, на северо-запад. Однако скорость дрейфа была небольшой, и за первый год корабль продвинулся по прямой не более чем на 200 миль. Расчеты на то, что судно продрейфует рядом с полюсом, не оправда лись. Тогда Нансен весной 1895 года решил ся оставить корабль и направиться к полюсу пешком с собачьими упряжками. 14 марта он вместе с напарником - лей тенантом Яльмаром Йохансеном - покинул «Фрам», находившийся в это время на ши роте 84°05'N. Весь груз составлял 764 кило грамма, распределенные между тремя саня ми,тянуть которые должны были 28 собак. ▼ Третий и окончательный старт Нансена и Йохансена 14 марта 1895 года. Нансен - второй слева, Йохансен - второй справа. Национальная библиотека Норвегии * Нансен Ф. «Фрам» в полярном море. М., 1956.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz