Беляев, Д. П. Рынок труда северных территорий России и северная территориальная премия : [монография] / Белевских Татьяна Васильевна, Беляев Денис Павлович. - Мурманск : Баренц-пресс, 2016. - 104 с.

6 населения и оплаты труда с учетом стратегических интересов федерального уровня в Арктической зоне и тактических представлений региональной власти об устойчивом социально-экономическом развитии территорий северных субъектов. Уже неоднократно поднимался вопрос об экономической неэффективности и неадекватности современным рыночным условиям России системы территориального регулирования заработной платы, применяемой в отношении территорий Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним. Объектами дискуссии выступают необходимость применения повышающих коэффициентов и их законодательное закрепление, функциональное назначение повышающих северных коэффициентов к заработной плате работников северных территорий и методологические подходы к их расчету, определение географии применения повышающих коэффициентов1. В данной работе представлено понятие рынка труда северных территорий, его история и особенности. Особое внимание уделяется вопросам формирования спроса и предложения на факторном рынке, их особенностей, ценообразования на труд на Севере Российской Федерации и формирования «северной территориальной премии» в составе заработной платы. Надеемся, что данная работа привлечет внимание и научный интерес студентов, аспирантов, научных работников и научных коллективов, практиков, работающих над решением региональных социально- экономических проблем, а также всех интересующихся вопросами региональной экономикой. 1 В 2004 году Минэкономразвития России предложило Правительству лишить северных надбавок жителей 13 рег ионов. По мнению руководителя ведомства Германа Грефа (натог период), л и субъекты Федерации незаслуженно пользуются статусом северных территорий. Северные надбавки получают 41 регион (информация 2004 года). В Минэкономразвития считают, что лишь 28 из них действительно по своим природно-климатическим условиям могут быгь отнесены к Крайнему Северу, а все остальные получили льготы в 90-е годы благодаря лоббистским усилиям губернаторов, «продавивших» соответствующие постановления Правительства Так, например, северные надбавки получают Башкирия и Курганская область, расположенные на одной широте с Воронежской областью. Эксперты Министерства утверждают, что почти греть средств, ушедших на выплату северянам из бюджетов всех уровней в 2002 году, досталась отнюдь не северным территориям. Стагуса северных территорий в рассматриваемый период могли лишиться Алтайский край. Вологодская, Кемеровская, Курганская, Новосибирская. Омская, Оренбургская, Пермская. Свердловская и Челябинская области, а также Башкирия, Нврейская автономная область и Удмуртия [65].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz