Беляев, Д. П. Рынок труда северных территорий России и северная территориальная премия : [монография] / Белевских Татьяна Васильевна, Беляев Денис Павлович. - Мурманск : Баренц-пресс, 2016. - 104 с.

50 Можно ли сделать вывод о том, что северный фактор перестал быть значимым в реализации территориальной дифференциации в оплате труда в российской экономике по объективным причинам? С одной стороны, да. Северный рынок труда перестал быть единственным сегментом национального рынка, где создаются условия к получению повышенного вознаграждения для наемных работников территории. Существуют и другие регионы РФ, которые не отличаются дискомфортными условиями проживания, на которые не распространяется практика применения повышающих коэффициентов к заработной плате, но они показывают повышение уровня территориальных доходов населения. Однако, понимая специфику проживания и труда на Севере, учитывая практику территориального регулирования заработной платы, необходимо отметить значимость северной территориальной дифференциации заработной платы в РФ. В представленном выше анализе рыночного механизма рынка труда северных территорий уже отмечались особенности формирования спроса и предложения труда, а также ценообразования на факторном рынке. Ценообразование на рынке труда российского Севера в современных условиях, по мнению авторов, осуществляется под влиянием двух факторов: внешнего по отношению к рынку (нерыночный) и внутреннего (рыночный). Внешний или нерыночный фактор, определяющий ценообразование на факторном рынке труда Севера России, связан с особенностями льготного государственного регулирования трудовых отношений в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Действие районных коэффициентов и процентных «стажевых» надбавок, применяемых в отношении оплаты труда работника северных территорий, по мнению государства, должно не только компенсировать повышение стоимости воспроизводства рабочей силы, но и создать реальные преимущества в оплате труда для привлечения рабочей силы на Север и закрепления постоянного проживающего населения на северных территориях страны. Следует отметить, что применяемые повышающие коэффициенты к заработной плате работников северных территорий РФ нарушают принципы рыночного ценообразования на факторном рынке и создают искусственные привилегии для наемного работника северного рынка труда и стимулируют рост издержек «северной фирмы», что снижает конкурентоспособность «северного территориального продукта». Вполне логичным кажется применение северных повышающих коэффициентов к оплате труда работников отдельных территорий в централизованной экономике, когда государство выступает единственным владельцем средств производства (монополистом на рынке капитала) и работодателем (монопсонистом на рынке труда) и, как результат, самостоятельно определяет условия занятости и оплаты труда. В рыночных условиях данная норма закона призвана обеспечить защиту

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz