Беляев, Д. П. Рынок труда северных территорий России и северная территориальная премия : [монография] / Белевских Татьяна Васильевна, Беляев Денис Павлович. - Мурманск : Баренц-пресс, 2016. - 104 с.

14 товаров первой необходимости из других регионов России; г) низкая устойчивость экологических систем, определяющих биологическое равновесие и климат Земли, и их зависимость даже от незначительных антропогенных воздействий. Под Арктической зоной Российской Федерации понимается часть Арктики, в которую входят полностью или частично территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей. Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, определенные решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 г., а также земли и острова, указанные в Постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», и прилегающие к этим территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом [2]. При этом список субъектов и территорий, относимых к регионам Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, намного шире чем территория (субъекты) российской Арктики и арктической зоны (см. приложения 1 и 2). Кроме того, перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей привязан к целям предоставления и соблюдения гарантий и компенсаций для работающего и проживающего здесь населения, весьма динамичен, устанавливается и изменяется Правительством Российской Федерации2. Анализ действующих правовых документов позволяет сделать вывод о том, что рынок труда северных территорий по географическим, социально-экономическим и правовым показателям более широкое понятие, чем Арктика и арктическая зона. Законодательное закрепление территории Арктики и арктической зоны, скорее, продиктовано необходимостью реализации геополитических и геоэкономических интересов Российской Федерации на этой территории, а также решения экологических вопросов и проблемы обеспечения национальной безопасности страны в этом регионе. Северный же рынок труда как экономическая, социальная, правовая, организационная категория распространяется на территории Крайнего Севера и местности, приравненные к ним3. Особый режим государственного регулирования 2 Так в период 90-х годов перечень территорий Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, был существенно расширен. Конечно, авторы учитывают тот факт, что выделенные территории не только по объективным причинам находятся в указанном выше перечне. В переходный период 90-х многие субъекты РФ смогли попасть в него по иным «субъективным» причинам, кроме того федеральное законодательство позволяет

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz