Беляев, Д. П. Рынок труда северных территорий России и северная территориальная премия : [монография] / Белевских Татьяна Васильевна, Беляев Денис Павлович. - Мурманск : Баренц-пресс, 2016. - 104 с.
13 особыми условиями северного рынка труда, где увеличиваются издержки всех участников трудовых отношений. В результате в мировой практике возникает проблема обеспечения конкурентоспособности «северного продукта», характеризующегося высокими производственными затратами «северной фирмы», которая действует в условиях повышенных расходов по привлечению трудовых ресурсов и производства (северные удорожания), а, как результат, «северной экономики» и «северной страны» (территории) в целом. Как отмечалось выше, рынок труда предполагает взаимодействие трех субъектов - собственники рабочей силы, работодатели и государство. Особые условия хозяйствования на Севере заметно изменяют поведение всех участников рынка труда северных территорий в отличие от «нормального» рынка труда или рынка труда территорий благоприятных к проживанию и трудовой деятельности. В результате имеет место специфика формирования предложения труда, спроса на рабочую силу, ценообразования на факторном рынке и государственного регулирования трудовых отношений на Севере и арктической зоне. Однако важно обратиться к важной методологической проблеме, которая возникает в исследовании северного рынка труда на современном этапе. Все активнее в научную сферу и практику вводятся понятия «Арктика» и «арктическая зона». В данном случае возникает серьезная проблема разграничения или совпадения понятий «Арктика» и «Север», «арктическая зона» и «северные территории». Согласно «Основам государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденным Президентом РФ 18 сентября 2008 г. (№ Пр-1969) «Арктика» - это северная область Земли, включающая глубоководный Арктический бассейн, мелководные окраинные моря с островами и прилегающими частями материковой суши Европы, Азии и Северной Америки [2]. В пределах Арктики расположены пять приарктических государств - Россия, Канада, Соединенные Штаты Америки, Норвегия и Дания, которые обладают исключительной экономической зоной и континентальным шельфом в Северном Ледовитом океане. Особенностями Арктической зоны Российской Федерации согласно указанному нормативному документу, оказывающими влияние на формирование государственной политики в Арктике, являются [2]: а) экстремальные природно-климатические условия, включая постоянный ледовый покров или дрейфующие льды в арктических морях; б) очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий и низкая плотность населения; в) удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость и зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок топлива, продовольствия и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz