Беляев, Д. П. Архипелаги акватории Баренцева моря: история освоения и изучения (вторая половина XIX – первая треть XX вв.) / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2010. - 163 с. : ил., портр., табл., карты.

ле, другие - около Костина Шара и т.д. Вследствие этого, я нашел необхо­ димым устроить становище близ Гусиной Земли, в южной части остро­ ва...»207. Но новое становище могло стать привлекательным для колони­ стов только при условии, что его будет посещать пароход товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства, доставляя поселенцам все необходимое, на который они могли бы сдавать промысловую продук­ цию. Это и было сделано благодаря распорядительности архангельского губернатора. Еще в июне 1897 г. Энгельгардт в письме директору товари­ щества П. Витту отдал распоряжение, чтобы, «начиная с навигации теку­ щего 1897 г., пароходы Товарищества, совершающие рейсы на Новую Зем­ лю, наравне со становищами Малокармакульским и Маточкин Шар посе­ щали бы каждый раз и новое становище в Белушьей губе»208. Надо отметить, что А.П. Энгельгардт был сторонником исключи­ тельно самоедской (ненецкой) колонизации Новой Земли, поскольку счи­ тал ненцев наиболее приспособленными для этого, а кроме того, видел в указанной мере единственное средство для ограждения их от эксплуатации более сильных и культурных соседей, главным образом зырян. Много внимания губернатор уделял и просвещению ненцев, в том числе и духов­ ному. При церкви в Малых Кармакулах находилась школа, снабженная всеми необходимыми классными принадлежностями и учебными посо­ биями. Занятия в школе проводил иеромонах Иона, который жил на архи­ пелаге с двумя перерывами с 1888 г. (уехал по состоянию здоровья в 1899 г.). А.П. Энгельгардт особенно отметил благотворное влияние иеро­ монаха на самоедов, которые «покончили совсем с язычеством и охотно посещали... православный храм»209. Кроме этого, в каждую навигацию на архипелаг постоянно приезжали духовные лица для совершения обрядов крещения, причастия и иных целей. Забота губернатора о новоземельских самоедах простиралась и до таких, например, подробностей: «в числе ко­ 207Энгельгардт А.П. Русский Север. Путевые записки. - СПб., 1897. -С . 164-165. 208Попов Г.П. Указ. соч. - С. 331. 209Там же. - С. 329. Это сообщение губернатора не вполне соответствует действитель­ ности. По сведениям различных путешественников, туристов, ученых, посещавших Новую Землю, религиозные представления ненцев еще долгое время представляли собой синтез христианского учения и языческих верований, несмотря на все усилия православных священников. Интересный эпизод о том, как вера в Христа побеждала родоплеменные культы, описывает Б. Житков: «Один самоед в день Пасхи пришел в дом притча, чтобы достать у иеромонаха водки. Тот дверь ему не открыл. Тогда са­ моед достал своего идола... и с ним вместе трижды обошел вокруг дома. Когда же и после этого дверь не была открыта, самоед, рассердившись на идола, прибил его» (Житков Б., Бутурлин С. По северу России. Отчет Императорскому Обществу Люби­ телей Естествознания, Антропологии и Этнографии по командировке летом 1901 го­ да в Архангельскую губернию и на острова Колгуев и Новая Земля. - Москва, 1901.-С . 132). 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz