Беляев, Д. П. Архипелаги акватории Баренцева моря: история освоения и изучения (вторая половина XIX – первая треть XX вв.) / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2010. - 163 с. : ил., портр., табл., карты.

мешают промыслу, но и арестовывают российские рыболовные суда в тер­ риториальных водах этого архипелага5. Сегодня особую актуальность приобретают даже не проблемы при­ надлежности к России того или иного архипелага, острова, а споры вокруг т.н. «серых зон» континентального шельфа6. Ситуация ухудшается еще и тем, что все эти процессы происходят на фоне существенного ослабления позиций России в Арктике, по ряду причин самого различного характера. Активность государства в данном регионе заметно снизилась, особенно по сравнению с предыдущим, советским периодом. И как закономерный итог этого явления - рост интереса со стороны иностранного капитала и стоя­ щих за ним правительственных структур к российской Арктике. Тем самым во многом повторяется история столетней давности. И хотя различаются как объект устремлений борющихся здесь стран (тогда - рыбные и звериные ресурсы, теперь - полезные ископаемые, которыми так богат российский сектор Арктики, контроль над национальной коммуни­ кацией - Северным морским путем (СМП) и пр.), так и результаты (в нача­ ле XX в., в целом, закрепление своих прав на большую часть территорий, сегодня - несомненное ослабление их, хотя отнюдь не окончательное), общим остается необходимость определения как собственно самих интере­ сов российского государства в регионе, так и способов и средств их защиты. В число важнейших российских интересов в Арктике входят геопо­ литические, оборонные, международно-правовые, экономические, науч­ ные, этносоциальные, экологические и некоторые другие. Именно актив­ ная роль государства в процессе изучения и освоения морей и островов CJ10 способствовала упрочнению российского влияния в Арктике. Поскольку на рубеже XIX-XX вв. российское (затем советское) пра­ вительство не только проводило пусть и не всегда последовательную по­ литику по защите своих исконных интересов в арктическом регионе, но и, за редким исключением (архипелаг Шпицберген, о. Медвежий), сумело 5 Так, в апреле 2001 г. был арестован траулер «Чернигов»; в октябре 2005 г. - россий­ ские суда «Электрон», «Дмитрий Покрамович», «Капитан Горбачев»; в апреле 2006 г. - траулер «Обва». В 2008 г., в частности, были задержаны 4 российских судна мурман­ ской приписки: в марте - траулеры «Архангельск» и «Коралнес», в июле - траулер «Корунд», в августе - «Николай Афанасьев». Совсем недавно в октябре 2009 г. - «Па­ вел Батов». Одна из причин данного конфликта - различные подходы России и Норве­ гии к определению промысловой зоны Шпицбергена. Согласно Парижскому догово­ ру от 1920 г., подписанному 40 странами, воды вокруг архипелага являются зоной, от­ крытой для международного рыболовства. Однако в 1977 г. Норвегия в односторон­ нем порядке объявила 200-мильную зону вокруг Шпицбергена рыбоохранной зоной. 6 Нерешенность этого вопроса грозит серьезными экономическими и политическими последствиями для нашей страны: Россия теряет около 1,7 млн. км2 своей исконной территории, которая к тому же содержит запасов примерно на 15-20 млрд. тонн ус­ ловного топлива (Мисник Б. Арктика - нам, мы - Арктике // Северные просторы. - 2000. -№ 1 . - С . 10). 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz