Беляев, Д. П. Архипелаги акватории Баренцева моря: история освоения и изучения (вторая половина XIX – первая треть XX вв.) / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2010. - 163 с. : ил., портр., табл., карты.

угроза его ликвидации. Особенность ситуации заключалась в том, что сама колонизация архипелага, начавшись по инициативе правительства, могла успешно проходить только при его непосредственной помощи, которой на тот момент было явно недостаточно. В отличие от центральных властей, в губернской администрации по­ нимали специфику сложившегося положения и достаточно серьезно забо­ тились о поселенцах, призванных колонизировать острова арктического архипелага. Благодаря стараниям нового архангельского губернатора князя Н.Д. Голицына (1885-1893) было не только сохранено становище Малые Кармакулы, но и основано летом 1888 г. новое - в западном устье пролива Маточкин Шар, с одноименным названием. В новой колонии были поселены четыре ненецкие семьи. Кроме то­ го, обратив внимание на тяжелое положение поселенцев в санитарно-вра­ чебном отношении, губернатор выступил с ходатайством перед Министер­ ством внутренних дел об учреждении должности фельдшера с местопре­ быванием последнего в Малых Кармакулах. Помимо выполнения своих ос­ новных функций, фельдшер должен был также заведовать продовольствен­ ным складом колонистов и наблюдать за содержанием в порядке здания спа­ сательной станции. Спустя некоторое время это ходатайство было удовле­ творено, и с 1890 г. в становище стал действовать фельдшерский пункт. В интересах дальнейшей колонизации богатого промыслами южного острова Новой Земли Морским ведомством, по просьбе губернатора, в 1889 г. был командирован для описи новоземельского берега от становища Малые Кармакулы до пролива Маточкин Шар поручик корпуса флотских штурманов Астафьев. Итогом проведенных им работ стала лоция ранее слабоизученного и опасного для судоходства района. Поэтому с 1890 г. один из кораблей Архангельско-Мурманского срочного пароходства стал совершать каждую навигацию по два рейса (летний и осенний) в станови­ ща Маточкин Шар и Малые Кармакулы. В снабжении новоземельских ко­ лоний были задействованы суда: «Чижов», «Великий князь Владимир», «Ломоносов», «Михаил Казн», «Сергей Витте», «Королева Ольга Констан­ тиновна». Проанализировав опыт существования новоземельских колоний, Н.Д. Голицын вновь пришел к выводу о неспособности ненцев к оседлой жизни в становищах и необходимости колонизации архипелага силами русских промышленников-поморов, столь незаслуженно отвергнутых гу­ бернской администрацией еще в 1881 г. Важным аргументом в пользу ре­ шения о заселении архипелага поморами послужили результаты зимовки на Новой Земле (1887/1888 гг.) географа и путешественника К.Д. Носило- ва, который в своем итоговом отчете прямо указывал, что «наши понятия о полярной ночи, об ужасах бурь, метелей, цинги и прочих бичей севера бы­ ли далеко преувеличены. В этом отношении я не нашел ровно ничего осо­ бенно тяжелого, вредного для человеческого организма, что могло бы быть 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz