Беляев, Д. П. Архипелаги акватории Баренцева моря: история освоения и изучения (вторая половина XIX – первая треть XX вв.) / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2010. - 163 с. : ил., портр., табл., карты.

Вся проблема заключалась в том, что из-за позднего освобождения горла Белого моря ото льдов поморы прибывали на промысел гораздо поз­ же норвежских промышленников, которые к этому моменту захватывали лучшие места и уже добывали зверя. Если норвежские шхуны шли по не­ замерзающему фарватеру вдоль Мурманского берега и обычно приходили в район промысла в конце апреля или начале мая, то поморы появлялись у Новой Земли лишь месяц спустя. И когда они начинали добывать зверя, он был уже напуган и подойти к нему было очень трудно. Все это приводило к постепенному падению новоземельских промыслов поморов. Если в 1835 г. на промысел к архипелагу ходило около 137 поморских судов183, то в 1870 г. их было 8184, 5 лет спустя - только 5185. Начало государственной колонизации Новой Земли, т.е. заселение архипелага не в порядке частной инициативы, как это было раньше, а по воле государства, было положено в 1872 г., когда на южном острове, в проливе Костин Шар была построена изба-приют для промышленников. По сообщениям губернской газеты, необходимую сумму, в размере 400 рублей, из своих средств выделил великий князь Алексей Алексан­ дрович186. Тогда же на архипелаг было переселено несколько ненецких се­ мей. В том же году по инициативе Петербургской компании была постав­ лена еще одна изба, где также были поселены самоеды. Но, согласно док­ ладу, сделанному Ф.И. Ворониным 14 декабря 1876 г. на заседании Обще­ ства содействия русскому торговому мореплаванию, норвежские промы­ словики эту избу уничтожили 87. В 1877 г. были основаны становище Малые Кармакулы и спасатель­ ная станция в заливе Моллера, которая должна была служить промышлен­ никам убежищем на случай крушения или непредвиденной зимовки188. Все события, связанные с организацией становища и постройкой спасательной станции, достаточно широко освещались в центральной и местной периодической печати того времени189. Осуществление идеи строительства спасательной станции взяло на себя Общество спасения на водах, которому, благодаря покровительству 183Пасецкий В.М. Первооткрыватели Новой Земли. - М., 1980. - С. 112. 184Нильсен Й.П. Указ. соч. - С. 8. 185РГА ВМФ. - Ф. 410. - Оп. 2. - Д. 4207. - Л. 138. 186Архангельские губернские ведомости. - 1872. - № 92 (15 ноября). - С. 4. 187РГА ВМФ. -Ф . 410. - Оп. 2. - Д. 4207. - Л. 140-141. В то же время отметим, что по­ ка не удалось выяснить: что это была за кампания, месторасположение избы, какова дальнейшая судьба ее обитателей. ГААО. - Ф. 1. - Оп. 8. - Т. 1. - Д. 1598 (о командировке поручика Е.А. Тягина на Новую землю для устройства спасательной станции). Более подробно см.: Яхта. - 1877. - № 2, 9, 13, 14; Архангельские губернские ведо­ мости. - 1877. - № 45, 67, 82, 84; 1879. - № 64, 74. 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz