Беляев, Д. П. Архипелаги акватории Баренцева моря: история освоения и изучения (вторая половина XIX – первая треть XX вв.) / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2010. - 163 с. : ил., портр., табл., карты.
Вся проблема заключалась в том, что из-за позднего освобождения горла Белого моря ото льдов поморы прибывали на промысел гораздо поз же норвежских промышленников, которые к этому моменту захватывали лучшие места и уже добывали зверя. Если норвежские шхуны шли по не замерзающему фарватеру вдоль Мурманского берега и обычно приходили в район промысла в конце апреля или начале мая, то поморы появлялись у Новой Земли лишь месяц спустя. И когда они начинали добывать зверя, он был уже напуган и подойти к нему было очень трудно. Все это приводило к постепенному падению новоземельских промыслов поморов. Если в 1835 г. на промысел к архипелагу ходило около 137 поморских судов183, то в 1870 г. их было 8184, 5 лет спустя - только 5185. Начало государственной колонизации Новой Земли, т.е. заселение архипелага не в порядке частной инициативы, как это было раньше, а по воле государства, было положено в 1872 г., когда на южном острове, в проливе Костин Шар была построена изба-приют для промышленников. По сообщениям губернской газеты, необходимую сумму, в размере 400 рублей, из своих средств выделил великий князь Алексей Алексан дрович186. Тогда же на архипелаг было переселено несколько ненецких се мей. В том же году по инициативе Петербургской компании была постав лена еще одна изба, где также были поселены самоеды. Но, согласно док ладу, сделанному Ф.И. Ворониным 14 декабря 1876 г. на заседании Обще ства содействия русскому торговому мореплаванию, норвежские промы словики эту избу уничтожили 87. В 1877 г. были основаны становище Малые Кармакулы и спасатель ная станция в заливе Моллера, которая должна была служить промышлен никам убежищем на случай крушения или непредвиденной зимовки188. Все события, связанные с организацией становища и постройкой спасательной станции, достаточно широко освещались в центральной и местной периодической печати того времени189. Осуществление идеи строительства спасательной станции взяло на себя Общество спасения на водах, которому, благодаря покровительству 183Пасецкий В.М. Первооткрыватели Новой Земли. - М., 1980. - С. 112. 184Нильсен Й.П. Указ. соч. - С. 8. 185РГА ВМФ. - Ф. 410. - Оп. 2. - Д. 4207. - Л. 138. 186Архангельские губернские ведомости. - 1872. - № 92 (15 ноября). - С. 4. 187РГА ВМФ. -Ф . 410. - Оп. 2. - Д. 4207. - Л. 140-141. В то же время отметим, что по ка не удалось выяснить: что это была за кампания, месторасположение избы, какова дальнейшая судьба ее обитателей. ГААО. - Ф. 1. - Оп. 8. - Т. 1. - Д. 1598 (о командировке поручика Е.А. Тягина на Новую землю для устройства спасательной станции). Более подробно см.: Яхта. - 1877. - № 2, 9, 13, 14; Архангельские губернские ведо мости. - 1877. - № 45, 67, 82, 84; 1879. - № 64, 74. 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz