Беляев, Д. П. Архипелаги акватории Баренцева моря: история освоения и изучения (вторая половина XIX – первая треть XX вв.) / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2010. - 163 с. : ил., портр., табл., карты.

2) норвежские промышленники, отправляющиеся на север, занимают­ ся, главным образом, промыслом тюленя у восточных льдов между Гренландией и Новой Землей далеко за пределами русских террито­ риальных вод, и то в весьма ограниченных размерах, причем к Новой Земле приближается крайне незначительное число норвежских судов; 3) несмотря на охрану северных русских вод сторожевым судном «Ба­ кан», случаев конфискации здесь норвежских промыслов, по край­ ней мере за последние годы, не было18. Однако первые два положения этой статьи опровергаются имеющим­ ся фактическим материалом. Так, экспедиция В.А. Русанова, состоявшаяся в 1910 г., обнаружила 5 норвежских промысловых станций: 3 в Архангель­ ской губе, 1 в заливе Норденшельда и еще 1 в губе Крестовой139. Согласно сообщению русского консула в северной Норвегии, 21 июля 1909 г. в Тромсе с Новой Земли вернулось судно «Самсон» с 6 700 тушами тюленей и 15 нарвалами (на общую сумму 100 000 крон); 27 июля пришла шхуна «Минерва» с 16 убитыми и 3 живыми медведями (которых били только на суши или близ берега. -Д .Б .)Ш. Более того, за­ частую норвежцы вообще вытесняли «русских промышленников с промы­ слов в наших же территориальных водах! Для этого они сплошь и рядом стреляют по направлению русских»141. Что касается третьего положения, то оно соответствовало истине, но только потому, что сторожевое судно «Бакан», как уже указывалось выше, в силу своей полной непригодности к крейсерско-охранной службе (ско­ рость 8 узлов), было не в состоянии догнать большинство норвежских про­ мысловых шхун, а следовательно, и арестовать их с конфискацией продук­ тов промысла . Таким образом, факт существования на Новой Земле постоянных норвежских промысловых поселений не вызывал сомнений. Это косвенно подтверждали и официальные норвежские власти. В письме от 27 ноября 1909 г. министра иностранных дел Норвегии Г. Христоферсена сообща­ лось, что «что число поселившихся норвежцев в обширных пространствах Новой Земли столь ничтожно, что едва ли можно опасаться какого-либо серьезного ущерба от их присутствия»143. О том, какой ущерб наносили “ “ГААО.-Ф. 1 ,-О п . 8 .- Т . 2 .-Д . 622.-Л . 10. Русанов В.А. Статьи, лекции, письма. - М.; Л., 1945. - С. 114. 14°ГААО. - Ф. 1. - Оп. 8. - Т. 2. - Д. 622. - Л. 10 об. Согласно отношению Имперского консула в Финнмаркене от 18 августа 1905 г., mj№ 210 (АВПРИ. - Ф. 155. - Оп. 445. - Д. 35. - Л. 59). В то же время отметим, что определенные успехи в деле охраны русских территори­ альных вод у транспорта «Бакан» все же были: так, весной 1910 г. у берегов Новой Земли им был арестован английский траулер «Онвардго» (РГИА. - Ф. 1276. - Оп. 6 ,- Д. 507). 143ГААО .-ф . 1 ,-О п . 8 .- Т . 2 .-Д . 622.-Л . 15. 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz