Беляев, Д. П. Архипелаги акватории Баренцева моря: история освоения и изучения (вторая половина XIX – первая треть XX вв.) / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2010. - 163 с. : ил., портр., табл., карты.
2) норвежские промышленники, отправляющиеся на север, занимают ся, главным образом, промыслом тюленя у восточных льдов между Гренландией и Новой Землей далеко за пределами русских террито риальных вод, и то в весьма ограниченных размерах, причем к Новой Земле приближается крайне незначительное число норвежских судов; 3) несмотря на охрану северных русских вод сторожевым судном «Ба кан», случаев конфискации здесь норвежских промыслов, по край ней мере за последние годы, не было18. Однако первые два положения этой статьи опровергаются имеющим ся фактическим материалом. Так, экспедиция В.А. Русанова, состоявшаяся в 1910 г., обнаружила 5 норвежских промысловых станций: 3 в Архангель ской губе, 1 в заливе Норденшельда и еще 1 в губе Крестовой139. Согласно сообщению русского консула в северной Норвегии, 21 июля 1909 г. в Тромсе с Новой Земли вернулось судно «Самсон» с 6 700 тушами тюленей и 15 нарвалами (на общую сумму 100 000 крон); 27 июля пришла шхуна «Минерва» с 16 убитыми и 3 живыми медведями (которых били только на суши или близ берега. -Д .Б .)Ш. Более того, за частую норвежцы вообще вытесняли «русских промышленников с промы слов в наших же территориальных водах! Для этого они сплошь и рядом стреляют по направлению русских»141. Что касается третьего положения, то оно соответствовало истине, но только потому, что сторожевое судно «Бакан», как уже указывалось выше, в силу своей полной непригодности к крейсерско-охранной службе (ско рость 8 узлов), было не в состоянии догнать большинство норвежских про мысловых шхун, а следовательно, и арестовать их с конфискацией продук тов промысла . Таким образом, факт существования на Новой Земле постоянных норвежских промысловых поселений не вызывал сомнений. Это косвенно подтверждали и официальные норвежские власти. В письме от 27 ноября 1909 г. министра иностранных дел Норвегии Г. Христоферсена сообща лось, что «что число поселившихся норвежцев в обширных пространствах Новой Земли столь ничтожно, что едва ли можно опасаться какого-либо серьезного ущерба от их присутствия»143. О том, какой ущерб наносили “ “ГААО.-Ф. 1 ,-О п . 8 .- Т . 2 .-Д . 622.-Л . 10. Русанов В.А. Статьи, лекции, письма. - М.; Л., 1945. - С. 114. 14°ГААО. - Ф. 1. - Оп. 8. - Т. 2. - Д. 622. - Л. 10 об. Согласно отношению Имперского консула в Финнмаркене от 18 августа 1905 г., mj№ 210 (АВПРИ. - Ф. 155. - Оп. 445. - Д. 35. - Л. 59). В то же время отметим, что определенные успехи в деле охраны русских территори альных вод у транспорта «Бакан» все же были: так, весной 1910 г. у берегов Новой Земли им был арестован английский траулер «Онвардго» (РГИА. - Ф. 1276. - Оп. 6 ,- Д. 507). 143ГААО .-ф . 1 ,-О п . 8 .- Т . 2 .-Д . 622.-Л . 15. 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz