Беляев, Д. П. Архипелаги акватории Баренцева моря: история освоения и изучения (вторая половина XIX – первая треть XX вв.) / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2010. - 163 с. : ил., портр., табл., карты.
В результате еще с середины XIX в. поморские промыслы на Шпиц бергене приходят в упадок. Одной из причин этого явления была именно неспособность поморов, в условиях отсутствия правительственной под держки и должной материальной помощи, конкурировать с иностранными, в первую очередь норвежскими, промышленниками. Кроме того, свою не гативную роль сыграли и другие обстоятельства: в 1854 г. в ходе Крым ской войны (1853-1856 гг.) английским корветом «Миранда» был разорен город Кола - один из важнейших поморских центров; экстенсивная экс плуатация промысловых ресурсов архипелага привела к тому, что им был нанесен серьезный экологический ущерб. Да и сама экономическая жизнь поморов пошла по другому руслу: в связи с развитием торговых отноше ний с жителями Северной Норвегии многие поморы начали заниматься торговыми операциями и перевозками грузов, т.е. из промысловиков пре вратились в моряков каботажного плавания. В итоге со второй половине XIX в. на архипелаге начинают господ ствовать норвежцы. Норвегия, объединенная в это время со Швецией уни ей, переживала период интенсивного экономического развития, и ее бур жуазия искала новые сферы для приложения своего капитала. Одними из таких сфер и являлись архипелаги акватории Баренцева моря. В 1871 г. соединенное Шведско-Норвежское королевство обратилось к Российской империи с нотой, в которой заявило о своем намерении при соединить Шпицберген к своим владениям. Под давлением общественного мнения русское правительство не дало своего согласия королевству в при знании его прав на архипелаг. В результате нотой от 29 июня 1872 г. Шве ция отказалась от попытки присоединения архипелага137. Был подтвержден его статус как «ничейной земли». На рубеже XIX-XX вв. арктические архипелаги (ЗФИ, Новая Земля, Шпицберген), наряду с научной, промысловой важностью, приобрели и стратегическое значение. В связи с завершением территориального раздела земли между крупнейшими капиталистическими державами оставаться в статусе «ничейных» земель они уже не могли. Особенно напряженная ситуация сложилась вокруг Новой Земли. Русское правительство, считая весь архипелаг российской территорией вплоть до последней трети XIX в., не предпринимало никаких действий по освоению островов. Только реальная угроза потерять Новую Землю в ре зультате постоянно возрастающей норвежской экспансии заставила рус ское правительство предпринять ряд чрезвычайных мер: начать колониза цию архипелага (1872-1877 гг.), организовывать регулярные пароходные рейсы (1880 г.), активизировать экспедиционные исследования. Большое значение имело и введение регулярной крейсерской охра ны. В течение ряда лет в русские северные воды для охраны промыслов 137Советско-норвежские отношения 1917-1955: Сборник документов.-М., 1997,- С. 35. 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz