Беляев, Д. П. Архипелаги акватории Баренцева моря: история освоения и изучения (вторая половина XIX – первая треть XX вв.) / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2010. - 163 с. : ил., портр., табл., карты.
Второй всплеск активности приходится на 1906-1911 гг. В среднем в районе ЗФИ промышляло 5 судов. Затем опять следует 10-летний перерыв, когда фиксируются лишь единичные плавания. Третий пик активности норвежцев в водах архипелага начинается уже в 1920-е гг. Такую цикличность норвежских промыслов можно объяснить целым комплексом причин. Во-первых, особенностью плавания к берегам ЗФИ (в отличие от Новой Земли или Шпицбергена) является необходимость почти всегда преодолевать ледовый пояс (от 40 до 370 морских миль от побережья в различное время года), что удается не всегда и не всем. Во-вторых, необходимость восполнения звериных ресурсов. Актив ная промысловая деятельность норвежцев в течение ряда лет наносила тя желейший урон окружающей среде. После нескольких удачных экспеди ций промысловики замечали, что количество зверя заметно уменьшалось, что соответственно вело к сокращению прибыли. В результате промысло вая активность в этом районе снижалась. Фактически в последней трети XIX в. норвежцы почти единовластно господствовали в «восточных льдах». Росту норвежской экспансии также способствовало и отсутствие средств охраны и защиты северного побере жья России от посягательств иностранцев, вызванное упразднением в 1862 г. Архангельского военного порта и Беломорской флотилии. Такое положение дел вызывало недовольство поморов, которых бо лее многочисленный и технически совершенный промысловый флот нор вежцев вытеснял из районов традиционного промысла: побережье Мурма- на, Шпицбергена, Новой Земли. В борьбе за свои права поморы, не имея возможности открыто конкурировать с ними, апеллировали не только к местным, губернским, но и к центральным органам власти. В историографии проблема русско-норвежских столкновений на почве промысловой деятельности традиционно датируется концом 1860-х гг.127В то же время нам удалось обнаружить в Государственном архиве Архан гельской области документ, позволяющий несколько по-иному взглянуть на эту проблему. Как следует из переписки архангельского военного гу бернатора с группой поморов, последние жаловались на стеснение их нор вежцами на промыслах еще в 1854 г.128 Спустя 15 лет, в январе 1869 г., кемские мещане, братья Михаил и Федор Воронины, подали прошение на имя министра иностранных дел о запрещении норвежцам заниматься рыбным промыслом на Белом и Кар 127Попов Г.П. Губернаторы Русского Севера. - Архангельск, 2001; Попов Г.П., Давы дов Р.А. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX века. - Екатеринбург; Архангельск, 2003. 128ГААО.-Ф. 4 .- О п . 15. - Т. 1. - Д. 266. 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz