Беляев, Д. П. Архипелаги акватории Баренцева моря: история освоения и изучения (вторая половина XIX – первая треть XX вв.) / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2010. - 163 с. : ил., портр., табл., карты.

было вторичным: ограничить экспансию иных держав на архипелаге и не допустить пересмотра его статуса как «ничейной земли». Когда в начале XX в. стало ясно, что сохранить подобное положение дел не удастся, цар­ ское правительство предприняло ряд мер с целью укрепить позиции Рос­ сии на архипелаге. Эта политика в известной мере была достаточно эффек­ тивной. Однако по итогам Первой мировой войны и последовавших за ней внутриполитических событий Россия оказалась в международной изоля­ ции и в известной степени утратила свое влияние на Шпицбергене. Жесткая позиция советского руководства, занятая в первой половине 1920-х гг., способствовала признанию со стороны Норвегии особых эко­ номических интересов России на архипелаге. В результате с начала 1930-х гг. советское государство приступает к активной эксплуатации ме­ сторождений шпицбергенского угля. В случае с освоением ЗФИ присутствовал исключительно государст­ венный элемент. Советское правительство не только объявило архипелаг территорией СССР, но и предприняло ряд мер, направленных на фактиче­ ское обеспечение этого акта посредством широко организованных науч­ ных и промысловых экспедиций. Государственная политика в отношении изучения и освоения ЗФИ породила особый тип «колонизации»: без постоянного населения, но с по­ стоянным органом власти (в виде уполномоченных Совета по управлению островами СЛО). К началу 1930-х гг. арктические территории СССР надежно вошли в его состав и перестали рассматриваться другими государствами как «terra nullius». Это был главный и закономерный итог государственной политики в области изучения и освоения архипелагов Баренцева моря. С начала 1990-х гг. и по сегодняшний день продолжается этап, кото­ рый можно обозначить как период «разгосударствления» Российской Арк­ тики. Итогом социально-экономических и политических реформ, прове­ денных в России в 1990-х гг., явилось ослабление влияния государства в этом регионе. «Арктическое направление» вновь должно стать приоритетным в по­ литике правительства. В противном случае мы можем стать лишь посто­ ронними наблюдателями того, как другие государства эксплуатируют на­ ши ресурсы, а Россия становится поставщиком дешевого сырья. Не допус­ тить этого - одна из задач сегодняшнего руководства страны. Современные проблемы Арктики не раз обсуждались в высших эше­ лонах власти. В 1996 г. был принят Федеральный закон «Об основах госу­ дарственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации». В 2000 г. Государственная Дума РФ приняла по­ становление «Об обеспечении устойчивого развития районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям». В 2001 г. правительство одоб­ 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz