Беляев, Д. П. Архипелаги акватории Баренцева моря: история освоения и изучения (вторая половина XIX – первая треть XX вв.) / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2010. - 163 с. : ил., портр., табл., карты.
было вторичным: ограничить экспансию иных держав на архипелаге и не допустить пересмотра его статуса как «ничейной земли». Когда в начале XX в. стало ясно, что сохранить подобное положение дел не удастся, цар ское правительство предприняло ряд мер с целью укрепить позиции Рос сии на архипелаге. Эта политика в известной мере была достаточно эффек тивной. Однако по итогам Первой мировой войны и последовавших за ней внутриполитических событий Россия оказалась в международной изоля ции и в известной степени утратила свое влияние на Шпицбергене. Жесткая позиция советского руководства, занятая в первой половине 1920-х гг., способствовала признанию со стороны Норвегии особых эко номических интересов России на архипелаге. В результате с начала 1930-х гг. советское государство приступает к активной эксплуатации ме сторождений шпицбергенского угля. В случае с освоением ЗФИ присутствовал исключительно государст венный элемент. Советское правительство не только объявило архипелаг территорией СССР, но и предприняло ряд мер, направленных на фактиче ское обеспечение этого акта посредством широко организованных науч ных и промысловых экспедиций. Государственная политика в отношении изучения и освоения ЗФИ породила особый тип «колонизации»: без постоянного населения, но с по стоянным органом власти (в виде уполномоченных Совета по управлению островами СЛО). К началу 1930-х гг. арктические территории СССР надежно вошли в его состав и перестали рассматриваться другими государствами как «terra nullius». Это был главный и закономерный итог государственной политики в области изучения и освоения архипелагов Баренцева моря. С начала 1990-х гг. и по сегодняшний день продолжается этап, кото рый можно обозначить как период «разгосударствления» Российской Арк тики. Итогом социально-экономических и политических реформ, прове денных в России в 1990-х гг., явилось ослабление влияния государства в этом регионе. «Арктическое направление» вновь должно стать приоритетным в по литике правительства. В противном случае мы можем стать лишь посто ронними наблюдателями того, как другие государства эксплуатируют на ши ресурсы, а Россия становится поставщиком дешевого сырья. Не допус тить этого - одна из задач сегодняшнего руководства страны. Современные проблемы Арктики не раз обсуждались в высших эше лонах власти. В 1996 г. был принят Федеральный закон «Об основах госу дарственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации». В 2000 г. Государственная Дума РФ приняла по становление «Об обеспечении устойчивого развития районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям». В 2001 г. правительство одоб 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz