Беляев, Д. П. Архипелаги акватории Баренцева моря: история освоения и изучения (вторая половина XIX – первая треть XX вв.) / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2010. - 163 с. : ил., портр., табл., карты.
В 1923 г. по инициативе Архангельского губернского исполкома и при поддержке центральных властей (Госплан СССР), признав политиче ски важным и экономически необходимым поддержание связи с островами Северного Ледовитого океана, были введены два ежегодных рейса из Архангельска к Новой Земле за государственный счет. Также управлению островным хозяйством были выделены значительные средства на при обретение в Норвегии парусно-моторного бота, на оборудование ветери нарного пункта на Новой Земле, постройку восьми домов, приобретение имущества для новоземельской школы335. Большое значение в деле коло низации архипелага имело и строительство радиостанции в проливе Ма точкин Шар. Соответствующее решение было связано со следующими обстоя тельствами. Во-первых, с появлением радиостанции становились возмож ными регулярные ледовые и метеорологические наблюдения, что позволя ло поднять уровень безопасности кораблевождения в прилегающих водах. Во-вторых, права СССР на территорию архипелага получали убедительное подтверждение. В-третьих, это способствовало бы ускорению колониза ции, поскольку радиостанция мыслилась не просто как дом с мачтой, а как настоящий поселок. Таким образом, открытие радиостанции способство вало решению задач (в том числе стратегических) сразу и экономического, и политического характера. 6 февраля 1923 г. заседание президиума Госплана под председатель ством Г.М. Кржижановского постановило: в целях укрепления и развития хозяйственных мероприятий на Севере СССР, обеспечения Северного морского пути и развития русских промыслов на Новой Земле и у ее бере гов «установить в Маточкином Шаре и северной оконечности Новой Земли (мыс Желания. - Д.Б .) две радиостанции»33 . Выполнение этой задачи было возложено на Народный комиссариат по морским делам и отдельный Се верный гидрографический отряд под руководством Н.Н. Матусевича. В распоряжение экспедиции поступили гидрографические суда «Мурман» и «Купава», ледокольный пароход «Малыгин» и две баржи. Работы на Новой Земле начались 20 августа 1923 г., а уже 6 октября станция Маточкин Шар была введена в эксплуатацию. Довольно быстро она превратилась в обсер ваторию по изучению Арктики по различным направлениям. Результаты работы экспедиции были впечатляющими. Деятельность создателей самой северной обсерватории на тот момент обсуждалась на президиуме Госплана. Было принято решение: «1. Констатировать весьма успешное выполнение Северной гидрографической экспедицией возло женных на нее поручений СГО по организации радиостанции “Маточкин Шар”. 2. Признать, что все работы, проведенные Главным гидрографиче 335Terra Incognita Арктики. - Архангельск, 1996. - С. 105. 336Булатов В.Н. Русский Север. - Архангельск: Изд-во ПГУ, 2001. - Кн. 5. - С. 284. 108
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz