Беляев, Д. П. Архипелаги акватории Баренцева моря: история освоения и изучения (вторая половина XIX – первая треть XX вв.) / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2010. - 163 с. : ил., портр., табл., карты.

Однако недостаток материальных средств заметно сдерживал усилия губернских властей по дальнейшему освоению архипелага. Не удавалось и покончить с браконьерством; иностранные промышленники, несмотря на запреты, продолжали незаконно промышлять в водах архипелага. В первой половине 1920-х гг. к берегам Новой Земли постоянно приходили норвеж­ ские парусно-моторные суда, причем одновременно с промыслом они за­ нимались и товарообменом, снабжая промышленников-самоедов спирт­ ными напитками и продовольствием по высоким ценам и скупая у них за бесценок пушнину. Понимая, что обеспечить эффективную вооруженную охрану про­ мыслов пока не представляется возможным, архангельские губернские власти решили действовать с помощью уже хорошо апробированных (еще царскими губернаторами) методов: организовать регулярные пароходные рейсы ежегодных торгово-промышленных экспедиций. Такие экспедиции должны были прибывать из Мурманска на Новую Землю весной, что по­ зволило бы им успешно конкурировать с иностранцами. Кроме этого, был назначен специальный агент, который заведовал местным складом и отве­ чал за отпуск продовольственных и промышленных товаров колонистам. Также власти подтвердили запрет промышленникам сдавать свою продук­ цию иностранцам. Еще в навигацию 1920 г., в ходе экспедиции по спасению ледокольно­ го парохода «Соловей Будимирович» (в дальнейшем «Малыгин». -Д .Б . )Ш, острова Новой Земли посетили два отечественных ледокола: «Святогор» и «Канада» (в дальнейшем «Красин» и «Ф. Литке», соответственно. - ДБ.). Узнав о бедственном положении поселенцев, экипажи кораблей безвоз­ мездно передали им часть своих запасов продовольствия. На следующий год, в соответствии с решением Архангельского губисполкома, на архипелаг снова были отправлены два судна. Они доста­ вили продовольствие, охотничье-промысловое снаряжение и вывезли 4 751 пуд сала морского зверя, 2 272 шкуры тюленей, 212 пудов гольца и другую продукцию традиционных островных промыслов333. В навигацию 1922 г. пароход «Сосновец» завез на острова более 160 тонн грузов (ружья, охотничьи припасы, продовольствие, несколько промысловых лодок (кар­ басов), годовой запас разных товаров). Обратным рейсом пароход доста­ вил в Архангельск около 35 тонн гольца и 160 песцов прошлогоднего про­ мысла . 332Более подробно о ходе этой экспедиции см.: Белов М.И. Спасение ледокольного па­ рохода «Соловей Будимирович» // История открытия и освоения Северного морско­ го пути: В 4 т. - Л., 1959. - Т. 3. - С. 65-69; Булатов В.Н. Русский Север. - Архан­ гельск, 2001. - Т. 5. - С. 29-44. Архангельская область в период восстановления народного хозяйства. 1921-1925 гг.: Сборник документов. - Архангельск, 1980. - С. 34. 334Новая Земля. Природа. История. Культура. - М., 2000. - Кн. 2. - Ч. 2. - С. 176. 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz