Беляев, Д. П. Формирование «арктического вектора» советской внешней политики в начале 1920-х гг. // 1921 год в судьбах России и мира : от Гражданской войны к послевоенному миру и новым международным отношениям / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун- и [др.]. - Мурманск, 2011. - С. 282-286.

1921 г. (В 1935 г. специальным постановлением СНК СССР о регулировании рыболов­ ства и охране рыбных запасов была подтверждена полоса территориальных вод в 12 морских миль)6. 21 марта 1922 г. Норвегия направила протест советской стороне, заявив, что вве­ дение 12-мильной полосы ограничивает «деятельность, осуществляемую с незапамят­ ных времен норвежскими рыбаками и охотниками»7 в этом районе. Но, столкнувшись с жесткой позицией России по этому вопросу и не достигнув согласия, норвежские власти были вынуждены отступить. В июне того же года правительство Норвегии обратилось со специальным обращением к своим гражданам, в котором предупредило их об опас­ ности и нежелательности вести промысел в зоне, объявленной Россией закрытой для иностранцев8. Правда, норвежское правительство оговорилось, что оно не отказывается от своих требований пересмотреть положения декрета от 24 мая 1921 г. Не менее напряженно велась борьба за сохранение контроля над арктическими островами и архипелагами. Несмотря на все попытки изменить международный статус Шпицбергена, пред­ принимавшиеся в начале XX в., вплоть до 1920 г. архипелаг в правовом отношении представлял собой «ничейную землю». По постановлению Парижской конференции от 9 февраля 1920 г., суверенитет над Шпицбергеном был передан Норвегии за ее лояльное отношение в годы мировой войны к Антанте, причем гражданам других государств предоставлялась свобода поселения и промышленной деятельности. Архипелаг объяв­ лялся демилитаризованной и нейтральной территорией. Советская Россия, будучи в ди­ пломатической изоляции, участия в конференции не принимала и судьбу Шпицбергена за ее спиной решили Великобритания, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия, США, Франция, Швеция и Япония. Советское правительство нотами от 12 февраля и 7 мая 1920 г. заявило решитель­ ный протест и отметило, что «Россия никоим образом не сможет признать для себя обя­ зательными в какой бы то ни было мере международные акты, заключенные без ее ве­ дома и нарушающие в той или иной форме права, принадлежащие трудящимся массам России»9. В то же время именно Норвегия была крайне заинтересована в присоединении Со­ ветской России к решениям Парижской конференции, поскольку прекрасно понимала, что без РСФСР этот договор вряд ли будет иметь юридическую силу. В течение ряда лет советское правительство, понимая, что кардинальным образом изменить ситуацию не удастся, пыталось в обмен на признание суверенитета Норвегии над Шпицбергеном получить от этого шага веские внешнеполитические и экономические дивиденды. Определенные подвижки в решении «шпицбергенского» вопроса состоялись в 1924 г., когда СССР признал суверенитет Норвегии над архипелагом в ответ на уста­ новление с Норвегией дипломатических отношений и заверений норвежского прави­ тельства в том, что оно признает интересы Советского Союза на Шпицбергене10. После этого в 1925 г. норвежский парламент утвердил шпицбергенское соглашение, и Норве­ гия объявила Шпицберген частью своей территории11. Одновременно с решением «шпицбергенской» проблемы СССР пришлось отра­ зить попытки ряда стран Запада захватить остров Врангеля. Сам остров был объявлен русской территорией еще в 1911 г., когда на нем подняли флаг участники Гидрографи­ ческой экспедиции CJIO, однако вплоть до середины 20-х гг. XX в., пользуясь слабо­ стью России, на нем хозяйничали иностранцы. Вначале они пребывали сюда с промы­ словыми целями, их привлекали значительные популяции морских животных, обитаю- 283

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz