Мурманский морской торговый порт, 90 лет / [авт. текста: В. С. Белоусов ; гл. ред.: В. И. Пранчук ; фот.: Ю. Г. Шумилкин и др.]. - Мурманск : Дебют, 2005. - 115, [4] с. : ил., портр.
ГОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ Выгрузка апатитового концентрата с платформы в открытый склад. Первые стахановцы 1-го района. В мурманском порту. 1930-е гг. К 1926 году порт имел уже девять причалов общей длиной 1 165 метров, более 60 тысяч квадратных метров открытых складских площадок, 25 километров железнодорожных путей, два плавучих и шесть береговых кранов, несколько судов портофлота, собственные судоремонтные мастерские. Для портовиков были построены 12 домов барачного типа и 43 барака, клуб, школа и больница. Производственные подразделения размещались по обеим сторонам Кольского залива от устья реки Туломы до мыса Летинский. Порт занимался не только переработкой грузов, но и помогал снаряжать различные морские экспедиции, в том числе зверобойные в Белое море, Карские хлебные экспедиции. В 1927 году грузооборот порта составил 552 тысячи тонн - в девять раз больше по сравнению с 1920. 4 марта 1930 года через порт была отправлена в Гамбург первая партия апатита. Объемы его экспорта быстро росли, и порт вплотную занялся созданием специализированных причалов для перевалки апатита, перегрузки экспортного леса. Постановлением Совета Народных Комиссаров в январе 1930 года Мурманский торговый порт был выведен из подчинения железной дороги и разбит на отдельные грузовые районы: рыбный, лесной, апатитовый и импортный. Возглавили их самые опытные специалисты. Памятной вехой в истории порта стал 1934 год, когда его грузооборот впервые достиг миллиона тонн. А в 1935 году он впервые стал победителем в соревновании портов Северо-Запада страны и завоевал переходящее Красное Знамя. Одним из основных его грузов стал уголь. Но если в первые годы существования порта через него шел только английский уголь, то в тридцатые годы исключительно свой - донецкий, печорский, шпицбергенский.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz