Мурманский морской торговый порт, 90 лет / [авт. текста: В. С. Белоусов ; гл. ред.: В. И. Пранчук ; фот.: Ю. Г. Шумилкин и др.]. - Мурманск : Дебют, 2005. - 115, [4] с. : ил., портр.
ГОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ Обязанный своим рождением войне, порт и строился по-военному быстро. На его развитии тяжело сказались и годы интервенции. После востановления в Мурманске советской власти в городе насчитывалось всего 2487 жителей. Да и городом его, как писала Вера Кетлинская, “можно назвать только из доверия к его будущему”. 22 февраля 1922 года Совет Труда и Обороны обязал Народный комиссариат путей сообщения “перебросить в Мурманский порт один товарный и один пассажирский пароходы крупной грузоподъемности, а также два буксира”. Был пополнен парк барж. Для придания порту международной привлекательности, правительство снизило железнодорожные тарифы и пошлины. В начале октября 1923 года в Мурманск из Бремена пришло первое иностранное судно - пароход “Крета” с грузом хлопка для Всероссийского текстильного синдиката, 10 декабря отправкой на Запад российского зерна началась первая экспортная кампания. К концу 1924 года порт принял 569 судов, из них 106 иностранных, грузооборот достиг 15% от внешнего грузооборота СССР. Мурманск стал одним из важнейших пунктов, связывающих СССР с зарубежными странами. Активизации деятельности порта способствовала передача его под управление Мурманской железной дороги - объединение финансовых и технических средств, единая программа по восстановлению народного хозяйства края. Суда у причалов торгового порта. 1920 г.г. Первый катучий кран в Семеновской бухте. Иван Иванович Нифонтов Работал в порту с 1920 по 1975 г. грузчиком, бригадиром грузчиков, стивидором, такелажником. Участник второй Карской экспедиции. 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz