Мурманский морской торговый порт, 90 лет / [авт. текста: В. С. Белоусов ; гл. ред.: В. И. Пранчук ; фот.: Ю. Г. Шумилкин и др.]. - Мурманск : Дебют, 2005. - 115, [4] с. : ил., портр.

ГОД РОЖДЕНИЯ 1915 Закладка храма на месте будущего города Романов-на-Мурмане. 1916 г. Строительство первой свайно-эстакадной пристани в Мурманском порту. 1916-1917 гг. Все первоочередные объекты, в том числе и причалы, строили из дерева. Древесину заготавливали в сосновых рощах, находившихся рядом со стройкой. Первую плотницкую артель во главе с десятником Адамом Быком составили жители Пензенской губернии. Поскольку прямой дороги на Мурман еще не было, добирались сюда первостроители через Петроград, Финляндию, Швецию и Норвегию. Позднее к ним присоединились крестьяне из других российских губерний. Нехватка рабочих рук становилась все ощутимее. Правительство вынуждено было направить на стройку военизированные рабочие команды. Вместе с экипажами технического флота они и составили ядро зарождающегося коллектива мурманских портовиков. Большую часть работ приходилось выполнять вручную. В первый же год была возведена деревянная свайно-ряжевая пристань с двумя железнодорожными кранами, доставленными Управлением строительства Мурманской железной дороги. Еще один кран выделило министерство торговли России. С их помощью осуществлялись первая перегрузка тяжеловесов, производился монтаж прибывающих из США паровозов и другой крупногабаритной техники. Легкие временные деревянные пристани, внутри которых плескалась вода, стали стартовой площадкой, с которой Россия впервые получила “свободный выход к свободному морю”, как писала в октябре 1915 года английская газета “Таймс” . Корабли Антанты в порту Мурманск. 1919г. 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz