Белоусов, В. С. Живи, Курья! / Василий Белоусов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. – 58, [2] с. : ил.
Сквозь ивняк, облепивший дорогу с обеих сторон, стали видны крыши домов. Душа торжествует: вот я и дома! Сходив за водой на родник, включаю электрочайник и растапливаю печь. Сухие дрова разгораются быстро. Сажусь перед устьем печи, смотрю, как пламя желтыми языками охватывает поленья. Вот так же в часы, когда мать топила печь, усаживались мы с сестрой перед устьем печи, согревая озябшее тело исходящим из нее теплом__ Чайник давно уже выключен, но мне не до него. Я во власти воспоминаний. •к •к & Курья — одна из деревень, составлявших когда-то Корбангскую волость Кадниковского уезда Вологодской области, ныне входит в состав сельского муниципального поселения Воробьево Сокольско го района. Согласно легенде, основали ее беглые казаки Стеньки Разина, спасавшиеся в здешних глухих в ту пору лесах от пресле дования царской власти. Из древесины и торфа они «курили» (по лучали) деготь — исходное сырье для производства воска, имевше го хороший спрос на российском рынке. По роду их занятий полу чила название и деревня, основанная ими в 90 километрах от Вологды на левом берегу реки Двиницы — притоке судоходной Сухоны. До революции в ней насчитывалось почти 60 домов. Из материалов оценки земель Кадниковского уезда, датируемых 1911-м годом, с которыми я познакомился в Вологодском областном госу дарственном архиве, следует, что жителей мужского пола в Курье было 84, женского — 111. В том же документе приводятся данные и о возрастном составе. Мужчин до 60 лет было 48, старше шести десяти — 6. Женщин в возрасте до 41 года зарегистрировано 40, свыше 56 лет — 18. Из общего количества населения деревни «спо собных к труду рабочих» (так написано в документе) было 44 среди мужчин и 56 — среди женщин. В учет взяты и так называемые «полурабочие», в основном подростки и инвалиды. Их было 30. Деревня особенно хорошо смотрелась со стороны реки: три ряда домов, окруженных забором из жердей для защиты посевов от до машнего скота, за домами — цепочка овинов, в которых сушили и обмолачивали снопы ржи, ячменя, овса, издревле выращиваемых в здешних краях. Почти у каждого дома — черемухи и рябины. Еще в начале прошлого века в здешних деревнях не было бань. Мылись мои земляки в печке, удалив предварительно из нее угли и подметя под, на который стлали соломенный коврик, после чего и 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz