Белоусов, В. С. Живи, Курья! / Василий Белоусов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. – 58, [2] с. : ил.

судно по каналу, проложенному атомоходом в ледовом поле, но этого было мало. Транспорт то и дело застревал. Приходилось воз­ вращаться к нему, окалывать лед, а то и брать на буксир. — Да, с Арктикой шутки плохи, — сказал мне однажды капи­ тан «Сибири» Владимир Константинович Кочетков, глядя на то, как безуспешно пытается дизель-электроход преодолеть мелкоби­ тый лед в канале за кормой атомохода. — Удивляюсь, как это хо­ дили по Северному морскому пути наши предки... Капитан подошел к карте района, где находились мы в это вре­ мя. На самом краю ее четко виделись знакомые со школьной ска­ мьи очертания берегов Восточной Сибири, испещренные географи­ ческими названиями заливов и островов, горных хребтов и ледни­ ков. Мое внимание привлекла повторяющаяся несколько раз фамилия Н. Шалауров. — Кто это? — спросил капитана. — Небось, из поморов? Кочетков посмотрел на карту, хитро улыбнулся и произнес: — Ты же вологодский, а знатных земляков своих не знаешь.... Оказывается, Никита Шалауров, купец из Великого Устюга, большую часть своей жизни отдал освоению Арктики. Еще в сере­ дине XVIII века вместе с Иваном Баховым он подал прошение пра­ вительству о дозволении «сыскать северный морской путь из устья Лены в Тихий океан». В 1755 году сенат издал указ, по которому экспедиция разрешалась. Три года — с 1760-го по 1763-й — на небольшом судне с командой из ссыльных и беглых солдат пыта­ лись отважные путешественники пробиться сквозь льды на восток. От трудностей и болезней разбежалась команда. Однако Шалау­ ров не оставил мечты. В 1764 году, добившись новой субсидии, снова пошел в Арктику. К сожалению, и эта экспедиция не принесла уда­ чи. Судно раздавили льды, а сам Шалауров погиб, успев оставить потомкам карту берега Восточно-Сибирского моря. В честь его и был назван мыс, мимо которого мы проплывали на атомоходе. * * * Сквозное плавание из Европы в Америку по северным морям... Столетиями эта идея владела умами людей, жила в сердцах моряков, звала в неизведанные дороги Арктики. Первым, почти полтора века назад, поход из Европы на Дальний Восток осуще­ ствил швед Н. А. Норденшельд. Его экспедиции, снаряженной, кста­ ти, на средства русских купцов-золотопромышленников, на это потребовались две навигации. Неимоверные трудности плавания во льдах, испытанные знаме­ нитым путешественником, привели его к выводу о том, что транс­ 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz