Белоусов, В. С. Ордена на трудовых знаменах : заметки об орденоносных предприятиях Мурманской области / Василий Белоусов. - Мурманск : Север, 2010. -143 с. : ил., портр.
Орден Трудового Красного Знамени 77 «МУРМАНКА» ОТКРЫЛА МИРУ КОЛЬСКОЕ ЗАПОЛЯРЬЕ Нынешним поколениям северян слово «мурманка» навер няка ничего не скажет. Между тем с начала прошлого века и до Великой Отечественной войны оно было на слуху не только у нас в Заполярье, но и у миллионов людей. Так в ту пору называлась железная дорога, связавшая Мурманск с Петро заводском и Ленинградом. Строительство этой транспортной магистрали, как и сооружение на берегу Кольского залива морского торгового порта за Полярным кругом, было обусловлено стратеги ческими интересами государства, оказавшегося во время первой мировой войны в морской блокаде не только на Балтике, но и в Черном море. Свободный выход в Мировой океан оставался только на Севере. Но даже грунтовой дороги сюда в ту пору не было. Создавать железнодорожную маги страль пришлось на огромном безлюдном пространстве, через многочисленные реки, ручьи, болота и сопки, в тяжелейших климатических условиях. Но люди преодолели все трудности и проложили железнодорожные пути к строящемуся городу на окраине российской земли. Именно пути, поскольку до обустройства новой дороги руки так и не дошли. Да и то, что успели они сделать, было разрушено отступавшими под натиском Красной Армии бело гвардейцами и интервентами. После изгнания их с Кольской земли и северной части Карелии началось восстановление разрушенного железнодорожного хозяйства. В первую оче редь —мостов через полноводную реку Онду и другие водные преграды. Движение поездов на самой северной российской
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz