Белоусов, В. С. Ордена на трудовых знаменах : заметки об орденоносных предприятиях Мурманской области / Василий Белоусов. - Мурманск : Север, 2010. -143 с. : ил., портр.

Орден Трудового Красного Знамени 67 дублирующий архангельскую гавань, куда до этого шли суда с военными грузами. На заполярную стройку были направлены лучшие отечест­ венные специалисты. Начальником управления по сооруже­ нию пристанских устройств в Кольском заливе назначили Б. Веденеева. Изыскательскими работами руководил инженер путей сообщения И. Матвеичев, а затем — В. Ляхницкий, ставший автором проекта порта. Все первоочередные объекты, в том числе и причалы, строились из дерева. Древесину заготавливали в сосновых рощах, находившихся рядом со стройкой, в том числе на месте нынешнего Зеленого мыса и вокруг питьевых озер, а также на западном берегу Кольского залива. На этой работе были заняты специально созданные бригады. А первую плотницкую артель во главе с десятником Адамом Быком составили жители Пензенской губернии. Поскольку прямой дороги на Мурман еще не было, добира­ лись сюда первостроители через Петроград, Финляндию, Шве­ цию и Норвегию. Позднее к ним добавились завербованные крестьяне из других российских губерний. Однако нехватка рабочих рук с годами становилась все ощутимее, особенно на объектах строящегося порта. Чтобы не сорвать сроков их ввода, правительство вынуждено было направить на стройку военизированные рабочие команды. Вместе с экипажами технического флота они и создали ядро зарождающегося коллектива мурманских портовиков. Обязанные своим рождением войне, город и порт и строи­ лись по-военному быстро, но далеко не основательно. Не лучшим образом на их развитии сказались и годы интервен­ ции. После освобождения Мурманска от белогвардейцев в нем насчитывалось всего 2487 жителей. Да и городом его, как писала Вера Кетлинская, «можно назвать только из доверия к его будущему». И это будущее начала создавать новая — советская власть. К концу 1924 года в порту побывали 569 су­ дов, из них 106 —иностранных. Грузооборот его достиг 15 про­ центов от всего внешнего грузооборота СССР. Через два года порт имел уже девять причалов общей длиной 1165 метров,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz