Белоусов, В. С. Ордена на трудовых знаменах : заметки об орденоносных предприятиях Мурманской области / Василий Белоусов. - Мурманск : Север, 2010. -143 с. : ил., портр.
Орден Трудового Красного Знамени 67 дублирующий архангельскую гавань, куда до этого шли суда с военными грузами. На заполярную стройку были направлены лучшие отечест венные специалисты. Начальником управления по сооруже нию пристанских устройств в Кольском заливе назначили Б. Веденеева. Изыскательскими работами руководил инженер путей сообщения И. Матвеичев, а затем — В. Ляхницкий, ставший автором проекта порта. Все первоочередные объекты, в том числе и причалы, строились из дерева. Древесину заготавливали в сосновых рощах, находившихся рядом со стройкой, в том числе на месте нынешнего Зеленого мыса и вокруг питьевых озер, а также на западном берегу Кольского залива. На этой работе были заняты специально созданные бригады. А первую плотницкую артель во главе с десятником Адамом Быком составили жители Пензенской губернии. Поскольку прямой дороги на Мурман еще не было, добира лись сюда первостроители через Петроград, Финляндию, Шве цию и Норвегию. Позднее к ним добавились завербованные крестьяне из других российских губерний. Однако нехватка рабочих рук с годами становилась все ощутимее, особенно на объектах строящегося порта. Чтобы не сорвать сроков их ввода, правительство вынуждено было направить на стройку военизированные рабочие команды. Вместе с экипажами технического флота они и создали ядро зарождающегося коллектива мурманских портовиков. Обязанные своим рождением войне, город и порт и строи лись по-военному быстро, но далеко не основательно. Не лучшим образом на их развитии сказались и годы интервен ции. После освобождения Мурманска от белогвардейцев в нем насчитывалось всего 2487 жителей. Да и городом его, как писала Вера Кетлинская, «можно назвать только из доверия к его будущему». И это будущее начала создавать новая — советская власть. К концу 1924 года в порту побывали 569 су дов, из них 106 —иностранных. Грузооборот его достиг 15 про центов от всего внешнего грузооборота СССР. Через два года порт имел уже девять причалов общей длиной 1165 метров,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz