Белоусов, В. С. Ордена на трудовых знаменах : заметки об орденоносных предприятиях Мурманской области / Василий Белоусов. - Мурманск : Север, 2010. -143 с. : ил., портр.
66 Василий Белоусов. Ордена на трудовых з нам ена х 95 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ ОТЕЧЕСТВУ Мурманск... Город-герой, город-труженик. Единственный в мире город, откуда все поезда идут только на юг, а корабли —только на север. Город, где базируется уникальный и самый мощный в мире атомный ледокольный флот. Здесь начинается Северный морской путь —главная отечественная магистраль в Арктике. Нет в мире за Полярным кругом равных ему ни по эконо мическому, ни по стратегическому значению. А своим рожде нием он обязан первому своему промышленному предприя тию —Мурманскому морскому торговому порту. Датой рождения порта принято считать 1 сентября 1915 года, когда в восемь часов вечера к временной его пристани ошварто валось с грузом для новостройки первое морское судно. Это был пароход «Дротт», под флагом Швеции доставивший из США оборудование для строительства порта и железной дороги. Новорожденный порт обработал в первую навигацию одиннадцать пароходов, в том числе семь иностранных. Планы создания мощного торгового порта на Кольском побережье Баренцева моря вынашивались царским прави тельством еще в середине девятнадцатого века. Однако по раз ным причинам реализация их откладывалась. Подтолкнула строительство Первая мировая война, когда уже через два месяца после ее начала обнаружился большой недостаток вооружения, военной техники, медикаментов и других необходимых фронту и тылу материалов, что и заставило царское правительство прибегнуть к закупкам их за рубежом. Самым коротким и надежным путем доставки их в воюющую Россию был путь через незамерзающий Кольский залив, где и решено было в самые сжатые сроки создать порт,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz